Как уже сообщал «МК», трагедия произошла 20 мая на перегоне между станциями Бекасово-1 и Нара. Платформа с контейнером товарного поезда сошла с рельсов в габарит соседнего пути, зацепила седьмой вагон ехавшего во встречном направлении пассажирского поезда Москва–Кишинев и буквально вырезала у него стенку. Все погибшие только-только успели расположиться на своих местах — за час до ЧП пассажирский состав отправился в путь с Киевского вокзала Москвы.
По версии следствия, причин трагедии было сразу две. Во-первых, произошел так называемый «выброс пути» (искривление рельсов), по которому следовал товарняк. Во-вторых, машинист грузового состава применил экстренное торможение, увидев работающую группу монтеров. Причем один из подсудимых — начальник бригады путейцев Алексей Виноградов — заявил, что если бы машинист не стал тормозить, то состав проехал бы по участку без происшествий.
Впрочем, возможно, что Виноградов просто пытался обелить своих подчиненных — мастера по промерам и осмотру участка Николая Ивченко и бригадира Московско-Киевской дистанции Александра Соколова. В их работе было выявлено аж 12 недочетов. Самое главное — они должны были «прекратить эксплуатацию пути», оградить место сигналами остановки, по которым машинисты могли бы ориентироваться и знали бы об изменениях в движении. Более того, в тот день нельзя было проводить ремонт на железнодорожных путях из-за высокой температуры воздуха (27 градусов). Кстати, следствие выяснило, что у бригады вычитают премиальные, если из-за их ремонтных работ поезда снижают скорость либо останавливаются. Так, несложно было предположить, что в случае с крушением на перегоне Бекасово-1 — Нара именно по этой причине машинистов не предупреждали о рихтовочных работах.
На суде Соколов и Ивченко частично признали вину. Один из них сказал, что не видел опасности и поэтому соответствующих мер не применял. Несогласие в основном выражал Виноградов, который не видит своей вины в трагедии. «Машинист и его помощник дали ложные показания, чтобы запутать следствие, — говорит он. — Поезд давно проехал место работ, и лишь потом было применено экстренное торможение». Также Виноградов отверг претензии в свой адрес. В ответ на обвинение в необеспечении безопасности на вверенном участке железнодорожник заметил, что «такое же нарушение выявили у 18 руководителей ОАО «РЖД», но их к уголовной ответственности не привлекли». По словам Виноградова, ни в одной инструкции не сказано, что начальник участка должен быть на месте выполнения работ. А подпись Виноградова в журнале учета служб температурного режима якобы подделала техник участка.
Несмотря на амнистию, с троих осужденных будет взыскано более 500 тыс. рублей в пользу РЖД, а родным погибших путейцы выплатят солидную компенсацию.
Интересно, что, по словам очевидцев, в пассажирском поезде тоже были допущены нарушения. Из-за жаркой погоды в вагонах были открыты двери. Если бы не это, то при столкновении не разворотило вагон и, возможно, гибели людей удалось бы избежать.