Вообще-то участок М11 торжественно открыли несколькими месяцами раньше, и водители имели счастье порассекать по свободной магистрали совершенно безвозмездно. Но в ночь на 23 ноября за «дорожное счастье» ввели тариф.
Довольно сложная градация учитывает тип проезжающего транспортного средства, время суток, день недели, километраж, способ оплаты.
Например, водитель стандартной легковушки, который решит отправиться из столицы в «Шереметьево-2» в 8 утра, должен будет отдать наличными за маршрут в одну сторону 250 рублей или 200 рублей по транспондеру (специальное устройство, которое крепится с внутренней стороны на лобовое стекло автомобиля и позволяет автоматически списывать внесенные на счет средства). При тех же условиях проезд из Зеленограда в Москву составит 400 и 320 рублей соответственно.
Собственно, информация о ценниках разлетелась среди водителей еще до официального старта платного режима и вызвала бурю неприятных эмоций. Согласитесь, 600–800 рублей за дневной вояж на работу и с работы по карману далеко не каждому, с учетом платных парковок в самой Москве.
Мы связались с представителем компании, которая курирует строительство платных дорог в России.
По его словам, тариф вычисляется с учетом оптимальной загрузки дороги. То есть существует некий норматив, на сколько единиц транспорта рассчитана конкретная трасса (например, пропускная способность — несколько десятков тысяч автомобилей), и тариф должен быть такой, чтобы магистралью воспользовалось как раз нужное количество водителей.
Как говорится, «ничего личного», никаких «избранных» и «лохов», а только математически выверенная модель. Если сделать проезд дешевле — дорога встанет, если дороже — будет пустовать, резюмировал собеседник. Кроме того, уточнил, что в случае с М11 собранные с водителей средства будут напрямую направляться концессионеру, компании-строителю, на возмещение понесенных затрат (в отличие от трассы «Дон», где плату взимает государство). А через 30 лет вопрос управления дорогой (останется у руля концессионер, или другая частная компания, или государство) поднимут снова.
Между тем водители, которых я встретила в пункте приобретения транспондеров, добравшись до платной М11, судя по всему, глубоко сомневаются в адекватности «математической модели».
Сейчас у нас есть средний класс, бедные и состоятельные, — констатировал оказавшийся в очереди из 20 человек директор транспортной компании. — Так вот, этой дорогой даже средний класс пользоваться не сможет. У меня ежедневно будет уходить 700 рублей, но я начальник. И то для меня платный проезд — вынужденная мера, чтобы не стоять по 2–3 часа на Ленинградке. 20 рублей за км, по-моему, слишком задранная цена: я часто бываю в Германии, и мне есть с чем сравнивать.
Дорогу ввели в строй совсем недавно, а на отдельных участках ближе к «Шереметьево» машину уже потряхивает из-за неровностей асфальта. И потом, с какой стати вводить на скоростной трассе ограничение скорости в 110 км?
Еще несколько мужчин, с которыми удалось переговорить, тоже сообщили, что если бы их не зажала в тиски ситуация с пробками — они бы не выбрали платную дорогу. Вдобавок люди пожаловались, что на все платные трассы нужны свои особенные транспондеры, то есть единой системы оплаты проезда по новым дорогам вокруг Москвы пока нет.
Одним словом, водители предрекли новой дорожной артерии весьма унылое существование и очень скудное автомобильное движение. Тем не менее с утра 23 ноября на подъезде к «Шереметьево» случился-таки настоящий коллапс.
Несмотря на предупреждения о запуске платного режима, многие водители, обкатавшие трассу ранее, упустили новость из виду и транспондеров для автоматической оплаты заблаговременно не приобрели. В итоге на въезде все оперативно получали талон на оплату, а на выезде надо было рассчитываться наличными, и у шлагбаумов собралась такая очередь, что пассажиры, по уверению очевидцев, хватали из багажников свои чемоданы на колесиках и бегом бежали в аэропорт.
Кстати, понервничать пришлось не только пассажирам. Выяснив все детали работы платной трассы, я села за руль, чтобы возвращаться в Москву. Но не тут-то было!
В отличие от, скажем, платного участка на Можайке, где людям первое время разрешали прямо перед пропускной системой развернуться и уехать обратно на бесплатный дублер, если они не готовы платить, здесь разрыв между обоими направлениями перегородили тугой лентой с «буйками». Так что единственный вариант, который оставался, — попросить многочисленных людей в яркой спецодежде заехать под шлагбаум, чтобы тут же развернуться на выезд с платной территории.
Однако людьми в спецовках оказались французы (специалисты по наладке автоматической работы контрольно-пропускного пункта), и если языковой барьер мы преодолели мгновенно, перейдя на английский, то цивилизационный барьер оказался непреодолим.
Французские товарищи, очаровательно улыбаясь в 32 зуба, заявили, что они чуть ли не на каждом столбе и на каждом дереве развесили объявления о платной дороге и если я этого не заметила, то единственный вариант — заплатить 200 рублей, доехать 3 км до аэропорта «Шереметьево», там развернуться, заплатить еще 200 рублей и вернуться в Москву. Итого 400 рублей и 6 лишних км — наказание за то, если вы в последний момент откажетесь от платной трассы.
Добрые русские люди все-таки помогли мне как журналисту преодолеть французскую бюрократию, не буду говорить как. И все же, граждане, не повторите мою ошибку. И — привыкайте: Европа приближается! По крайней мере, по цене.