Как рассказал «МК» источник в Роспатенте, зарегистрировать в ведомстве товарный знак «Семейная ферма «Братья Чебурашкины» для производства молочной продукции начиная с июля 2013 года пытались двое подмосковных фермеров, учредителей одноименной компании — Станислав и Владислав Чебурашкины. В мае 2015 года патентное ведомство отказало предпринимателям, сославшись на то, что слово «Чебурашкины» может быть воспринято потребителями как производное от слова «Чебурашка» и ввести их в заблуждение относительно того, кто является изготовителем товаров, продающихся под этой маркой. Также эксперты Роспатента посчитали, что товарный знак «Братья Чебурашкины» сходен до степени смешения с брендом «Чебурашка», владельцем которого является Успенский.
Но Станислав и Владислав Чебурашкины не сдались и подали в июле 2015 года в Роспатент заявление о несогласии с решением ведомства. Братья в своем обращении привели целый ряд аргументов в свою защиту: во-первых, они указали на то, что под маркой «Чебурашка» не производятся молочные продукты. Во-вторых, предприниматели сообщили, что учредителями компании «Братья Чебурашкины» помимо них является фирма, возглавляемая их отцом — Георгием Чебурашкиным. Он родился в 1939 году, что существенно раньше времени написания Эдуардом Успенским книги «Крокодил Гена и его друзья» (1966 год), а значит, фамилия Георгия никак не может быть плагиатом с персонажа Чебурашки, который впервые появился в этом произведении. Помимо прочих аргументов бизнесмены пустили в ход и словари: как оказалось, «чебурашка» - это и деревянные шарики, служившие поплавками для рыбацких сетей, и элемент лямок бурлаков в Поволжье... Под натиском всех этих аргументов Роспатент переменил свою точку зрения, и в конце концов зарегистрировал торговый знак «Братья Чебурашкины» для производства молока, молочных продуктов, масла и жиров пищевых.
- То, что бизнесменам удалось добиться своего — для меня новость, - рассказал Эдуард Успенский, - мой адвокат предлагал им в свое время договориться, оформить товарный знак в совместное владение — но они это предложение проигнорировали. У нас в свое время был похожий прецедент в Волгограде — там открыли магазин фототехники «Дядя Фёдор». Стали вести переговоры с его владельцем по фамилии Фёдоров. Как оказалось, его в детстве звали «дядя Фёдор» - и потому он решил так магазин назвать. Но мы указали на то, что называть-то его так стали по аналогии с персонажем из моих произведений! В итоге, там компромисс нашли. Как вести себя в ситуации с Чебурашкиными — я пока не решил, буду советоваться с адвокатом. Конечно, очевидно, что это спекуляция на моем творчестве — но, возможно, она и мне и на руку, тоже PR своеобразный. Одним словом, буду думать — за саблю и пистолет я не хватаюсь.