— У меня слишком маленькое хозяйство, а вокруг него слишком много необрабатываемой земли, чтобы бороться с застройщиком, — говорит фермер Татьяна Кочигина. — Но я пойду до конца. Ведь защищаю не только себя: такой беспредел встречается в каждом районе. Есть еще и Верховный суд, и Конституционный, и право частной собственности, которое неприкосновенно...
В лютые январские морозы 2014 г. сосед Кочигиной самовольно отключил от энергоснабжения хозяйство Татьяны Борисовны. Тогда погибли элитные декоративные куры, рассада в теплицах, птенцы в инкубаторе. Об этом наша газета писала в феврале 2014 г. Казалось бы, общество, тем более — государственные структуры должны были встать на защиту сельхозпроизводителя.
Ничего подобного: суды тянутся уже около двух лет, вынося вердикты то в одну, то в другую сторону. Последнее разбирательство в Московском областном арбитражном суде повергло Татьяну Кочигину в ужас: ликвидировать хозпостройки, участок земли (0,6 га) передать соседу — индивидуальному предпринимателю Виктору Титову, чья земля давно поросла бурьяном…
Может ли быть такое в наши дни, когда и президент, и губернатор постоянно призывают использовать по сельхозназначению каждый пригодный для этого клочок земли?
В деревне Демидово, где и происходит эта история, говорят, что в их округе на полях хотят построить коттеджный поселок. Все фермеры уже продали свои участки — осталась одна Кочигина.
— Мы возмущены до глубины души, — говорит Владимир Смагин, ответственный директор Московского крестьянского (фермерского) союза. — У Кочигиной было одно из лучших многопрофильных фермерских хозяйств в Подмосковье. Коровник, теплица, инкубатор, свинарник и овчарня. На заседании суда были представлены ходатайства Павлово-Посадской районной администрации, нашего МКС, уполномоченного по правам предпринимателей Московской области. Все просили поддержать Татьяну Кочигину. Нам даже слова не дали сказать. Ликвидировать — и все тут…
Не будем описывать все нюансы этой истории, да это и невозможно. Почти два года бесконечных судов и экспертиз. Установлено, что у соседа, который выдает себя за фермера-трудягу, имеется свидетельство на право пользования участком (11 гектаров) с правом выкупа. А договора о купле-продаже нет — значит, нет и собственности!
Если совсем упростить ситуацию, то тяжба идет вокруг 0,6 га. Так, может, чем два года судиться, проще отдать эти самые 60 соток? Чего нервы себе мотать? Если земля приглянулась под застройку сильным мира сего, бороться с ними никаких денег не хватит.
Но именно на этой территории стоят жилой дом, теплица, инкубатор; именно там все коммуникации — газ, вода, свет Татьяны Кочигиной. Убери всю эту инфраструктуру — и не будет никакого молока и мяса.
Видимо, на это и надеются инвесторы. Что, лишившись базы, фермерша оставит все хозяйство — 17 гектаров. И тогда — строй, душа, не хочу!..
Согласитесь, что ситуация странная. Есть реальный фермер, полномочия которого подтверждают и в ассоциации, и в администрации Павлово-Посадского района. А есть лжефермер, о котором не знает никто. Но именно в его владения и должна передать 0,6 га Татьяна Кочигина.
Странно то, что у крестьянина отбирают землю, чтобы передать ее тому, кто ничего не делает.
Все постройки, объекты недвижимости Кочигиной были сданы и приняты госкомиссией еще в 1995 г. С тех пор ни у кого вопросов к ней не возникало. Да и какие могут быть претензии, если к ней за продуктами ездило пол-Москвы?!
В результате двухгодичных судебных тяжб, чтоб полностью не потерять производство, Татьяна Борисовна протянула новую линию энергоснабжения. Пытается выживать и в этих экстремальных условиях. Но потери, конечно, большие, ведь услуги адвокатов стоят недешево. На ее ферме осталась всего одна корова, а было 20.
Видимо, придется продать и ее. Чтобы оспорить вердикт Арбитражного суда МО в 10-дневный срок, опять нужен адвокат.
— Мы обращались за помощью в различные организации, — говорит Смагин. — Везде возмущены тем, что с земли вытесняют реального фермера. Но поделать ничего не могут: дескать, решение суда — это закон. А почему суд решает именно так — никто не понимает.
Свою поддержку Кочигиной оказывал и «МК». После своей публикации мы просили регионального министра сельского хозяйства Дмитрия Степаненко защитить Кочигину от произвола, дать возможность нормально работать.
Собственно, и из министерства нам пришел тот же самый ответ: сделать ничего не можем, дело решается в суде.
Суду на заметку добровольные помощники Кочигиной просят напомнить пункт 1.3 ст. 234 Гражданского кодекса РФ, Он гласит: «Гражданин или юридическое лицо, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право на это имущество».
Если даже предположить, что Татьяна Кочигина незаконно владела 0,6 га и за 23 года на них построила жилой дом и хозяйские помещения, то ее сосед давно потерял право на этот участок.
Некоторые судьи то ли подзабыли ключевые положения Гражданского кодекса, то ли, наоборот, старательно их избегают.
Ну не дайте фермеру продать последнюю корову! Ведь у нас и так не хватает молока…