МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Область советует муниципалам, «заваливающим» сроки по расселению «засучить рукава»

«МК» решил проверить, как идет переселение на самом деле.

В Подмосковье 15 тысяч человек — практически целый небольшой городок — живут в аварийных домах. Это фабричные казармы, построенные более ста лет назад, времянки и бараки, саманные и щитовые домики без фундамента и каких бы то ни было удобств. Сложно назвать такие жилищные условия комфортными. Поэтому год назад подмосковные власти взяли на себя высокие обязательства: выполнить пятилетнюю программу по расселению аварийных домов за три года. И вот до часа икс, который наступит 31 декабря 2015 года (именно тогда все жители бараков должны оказаться в новых уютных квартирах), осталось всего ничего — чуть больше четырех месяцев.

В таких аварийных бараках жили подмосковные переселенцы. Фото: Александр Корнющенко

Коммунальный рай?

Большая часть сознательной жизни Татьяны Федоровой прошла в коммуналке в Старой Купавне. Ее дети росли, взрослели, наконец сами стали родителями. А семья школьной учительницы Федоровой из семи человек все так же продолжала ютиться на 30 кв. м. Но даже не теснота больше всего докучала им и, как ни странно, вовсе не соседи по коммуналке.

«За столько лет мы практически породнились, все праздники отмечали вместе и детей вместе растили, — вспоминает Татьяна. — Дом — ветхий, 1936 года постройки, в последнее время совсем пришел в негодность. Из удобств — только холодная вода. Правда, мы вместе с соседями сделали сами санузел, повесили водонагреватель. Но утром в туалет выстраивалась очередь. Жить в XXI веке в таких условиях — это, конечно, нонсенс!»

И вот наконец — долгожданное новоселье: семья Татьяны Федоровой получила квартиру в новом жилом комплексе в деревне Щемилово (микрорайон Новое Бисерово). Площадь их двухкомнатной квартиры немного подросла — до 56 кв. м, но как они там все размещаются — все равно сложно понять. Фактически там живут три семьи: старшие Федоровы и их дети с женами и внуками.

Однако новоселы рады и такой перемене в жизни. «Мы надеялись, что одновременно с расселением из аварийного жилья нам предоставят и площадь побольше, — говорит Татьяна. — Ведь уже столько лет стоим на очереди на расширение. Но, увы, прибавка площади получилась совсем небольшой. Зато квартира, весь микрорайон очень нравятся. Вокруг поля, леса — из окон с 17-го этажа панорама отличная, а во дворе замечательная детская площадка, даже в Старой Купавне таких нет. Единственная проблема, а точнее, две — это ужасные дороги и отсутствие поблизости остановки общественного транспорта. До автобуса 1,5 километра идти. Дороги настолько разбиты, что мы в первую же неделю сломали машину. Скоро 1 сентября, как будем добираться до школы — ума не приложу».

Фото: Михаил Ковалев

Область высоких амбиций

История подмосковной учительницы Татьяны Федоровой — во многом типичная для коренных жителей Московской области. Подмосковье — лидер среди регионов России по количеству ветхих и аварийных домов. Долгие годы программа по расселению бараков буксовала. То денег не хватало, то мощностей. Новое жилье получали единицы, а большинство обитателей трущоб годами ждали, когда дойдет до них очередь. И вдруг областное правительство сделало год назад резкий разворот: решило почти в два раза сократить сроки расселения бараков. О том, какие ресурсы имеются у Московской области для решения такой амбициозной задачи, «МК» рассказал зампред областного правительства Герман Елянюшкин.

— Мы — единственный регион в России, который взял на себя такие повышенные обязательства. Наша цель — решить за три года проблему всего аварийного жилого фонда, который был поставлен на учет до 1 января 2012-го. В цифрах — это 623 многоквартирных дома, где живут 14,7 тыс. человек. Все 232 000 кв. м аварийного жилья должны быть расселены до 2016 года. Первоначально срок стоял до 1 сентября 2017 года, — рассказывает чиновник. — Только в этом году мы должны предоставить новые квартиры для 10 475 человек из 63 муниципальных образований Московской области. В настоящее время уже переехало в новые квартиры более 5 тыс. человек, расселено 81 тыс. кв. м.

— Какие районы — отстающие?

— Я бы сказал по-другому — столкнувшиеся с трудностями. Мы либо строим, либо покупаем по цене чуть более 36 тыс. руб за квадратный метр. Понятно, что таких цен в Подмосковье давно нет.

— И все-таки где «температура ниже, чем в среднем по больнице»?

— Пушкинский, Солнечногорский, Ступинский, Сергиево-Посадский, Ногинский районы, городской округ Звенигород, Красноармейск, Коломна, Орехово-Зуево еженедельно докладывают о ходе строительства. Губернатор области Андрей Воробьев ввел мораторий на отпуска для руководителей этих муниципальных образований до момента выхода их из «красной зоны». А главе Звенигорода вообще порекомендовал снять галстук и засучить рукава.

Успешнее всего с проблемой расселения аварийного жилого фонда справляются в Шаховском, Рузском районах, а в Коломенском районе и городском округе Электрогорск уже полностью реализовали программу. Не хочу хвастаться, но должен отметить, что у Московской области по переселению из аварийного жилого фонда — одни из самых высоких показателей в Центральном федеральном округе.

— Может, не следовало торопиться и брать повышенные обязательства, тем более в условиях кризиса?

— А вы представляете, что такое жить в аварийном бараке? Мы же не в тропиках, это там можно прикрыть крышу пальмовым листом — и порядок. А в нашем климате это прямая угроза здоровью.

— А ресурсы?

— Программа полностью обеспечена финансированием. На ее реализацию будет направлено более 9 млрд руб. 26% нам выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ — это федеральные средства, и 74% выделено из бюджета области и муниципалитетов. Строительных мощностей, которые есть в области, нам тоже хватит. Кризис, кстати, нам не мешает: большинство стройматериалов производится в Московской области — почти 100-процентное импортозамещение.

— То есть никаких проблем?

— Главная проблема — в том, что по закону, расселяя «аварийку», мы должны предоставлять новые квартиры взамен старых метр в метр. Но представьте себе такую ситуацию: в старом доме живет семья — пять человек, а занимают квартиру площадью всего 18,5 кв. м. Во-первых, таких маленьких квартир теперь никто не строит. Возникают сложности с выбором планировок. Во-вторых, люди-то надеются, что им во всех отношениях улучшат жилищные условия: и дом будет новый, и метров добавят. Но так не бывает. Задача государства — переселить граждан из дома, представляющего опасность для их жизни, а улучшать их жилищные условия за счет бюджетных средств мы не имеем права. Однако убедить в этом людей бывает не всегда легко.

…А теперь в таких благоустроенных хоромах будут жить. Фото: Пресс-служба Минстроя

Конец адской «Брусчатки»

Знаменитый Брусчатый поселок в Красногорске, по местному преданию, строили пленные немцы. На самом деле его начали возводить еще в тридцатые годы прошлого столетия для работников механического завода (КМЗ). Во время Великой Отечественной войны его сильно бомбили, а в 1943-м там открыли Центральную антифашистскую школу — это был такой особый лагерь для ВИП-военнопленных. В частности, там находились праправнук Бисмарка и младший сын промышленника Круппа, а еще последний император Китая и многие другие известные узники. После войны там построили очень комфортный район: аккуратные бюргерские домики, зеленые палисадники, тихие улицы. Но с годами дома пришли в полную негодность, многие — просто в ужасающем аварийном состоянии.

Когда-то красивый исторический поселок теперь больше напоминает руины. Двухэтажные дома стоят с выбитыми окнами и обшарпанными фасадами. В подъездах обстановка не лучше: истлевшая проводка то и гляди сама загорится, с потолка капает вода, а под ногами жалобно скрипят полуразвалившиеся лестницы. Власти уже давно пытаются расселить эти трущобы, но дело сдвинулось с мертвой точки только два года назад.

Мешали два обстоятельства. Во-первых, жители из окружающего поселок частного сектора не хотели, чтобы на месте двухэтажных домиков вырос многоэтажный микрорайон. (На публичных слушаниях между обитателями трущоб и частных домов, которые расположены в центре Красногорска, где земля — чистое золото, разгорелась настоящая перепалка.) Во-вторых, найти застройщика, который согласился бы расселить жителей аварийного фонда, построив жилье из расчета 36 тысяч рублей за «квадрат», не так-то легко. Причем сюда входит все: от самого строительства здания до подводки к нему коммуникаций и отделки квартир, включая установку сантехники. Поэтому от новоселов нередко приходится слышать жалобы на качество строительства: то рама не открывается, то дверь повело…

«Несмотря на цену, возводятся очень приличные дома, где цена квадратного метра сразу после расселения становится как минимум в два раза дороже, — возражает Елянюшкин. — Дома соответствуют всем строительным нормам и правилам — это, кстати, показала недавняя проверка фактов, изложенных Общероссийским народным фронтом. Комиссия при минстрое Московской области проверяет сертификаты соответствия материалов, копии актов выполненных работ и проектных решений, делает фотографии, проводит опросы населения. Если есть замечания, то они устраняются в рамках гарантийных обязательств.

Но в ряде отдаленных районов действительно выбор подрядчиков не столь велик. А те, кто есть, не привыкли работать в жестком графике, с высоким качеством и за небольшие деньги. Так что порой вынуждены сотрудничать с теми, кто есть».

К счастью, так обстоят дела далеко не везде. Например, школьная учительница Татьяна Федорова признает, что недоделки в новой квартире есть, но их быстро устраняет управляющая компания. А вот то, что строители сразу поставили счетчики воды и тепла, более того, жильцы теперь могут сами регулировать температуру в комнатах зимой, — это и вовсе стало приятным бонусом новоселам Щемилова.

По-видимому, такая глобальная социальная проблема, как расселение аварийного жилья, требует объединения усилий региональных, местных властей и общественного контроля — только тогда можно надеяться, что будет и качество хорошее, и по срокам полный порядок. Согласны с этим и в минстрое области.

«Уже создана Комиссия по обеспечению приема в эксплуатацию жилых домов, построенных взамен аварийных. В нее вошли представители жилищных инспекций, Госстройнадзора Московской области, министерства ЖКХ Московской области, администрации поселений. В обязательном порядке будем привлекать к своей работе общественных деятелей и прессу», — пообещал зампред правительства.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах