— Легче нам работать не стало, — признается один из егорьевских фермеров. — Хоть про помощь государства отечественному селу и говорят на каждом углу, помощь эта остается только в ТВ. На деле ничего не изменилось...
Среди больших проблем он называет землю, которую по-прежнему не получить в собственность, и кредитование. Более того — стало даже хуже по сравнению с предыдущими годами. Даже в аренду в их районе не возьмешь более-менее подходящий участок. Тут же в администрации района заявляют, что на эту территорию претендует много «охотников», и вопрос будет решаться через открытые торги. На самом деле торги только называют открытыми, а побеждают на них кто угодно, только не фермеры.
— В прошлую осень мы подготовили к посевной 20 га, бывшие у меня в аренде много лет. Вспахали, внесли удобрение — в общем, полностью подготовили почву к посадке картофеля. А нынешней весной, в апреле, без всякого предупреждения, пришел собственник и выгнал меня с участка…
По части реализации урожая у фермера проблем не возникает. Его второй хлеб в районе знают хорошо, заключены контракты с детскими садиками и местными учреждениями. Тут сложности в основном с производством и развитием. Но как развиваться, если землю под расширение не то что не выделяют, но даже отбирают?!
Такая же головная боль — и с получением кредитов. Под те проценты, что берут банки, мало кто из крестьян даже мечтают их получить. Сплошное разорение. Но есть отчаянные головы, которые, что называется, всем смертям назло желают приобрести новую технику, семена… Как тут без помощи государства?!
Но даже под эти людоедские проценты заявку не оформить. Один из основных банков страны с порога отказывает фермерам. Под тем предлогом, что Подмосковье — зона рискованного земледелия, и с местными крестьянами дело лучше не иметь. Есть специализированный банк, где, по слухам, все обстоит проще. Но у него нет филиалов в области, а в Москву, в центральный офис, не наездишься.
— Нет, легче нам не стало, — итожит егорьевский селянин.
Впервые за много-много лет остался без банковского кредита под развитие один из крупнейших в России и Подмосковье фермер Владимир Акатьев. Собственно, его позиция точно такая же, как и его егорьевского коллеги. «Стало хуже. Кредиты, семена, ГСМ — дороже, удобрения — в 1,5 раза дороже. Где улучшения?..»
— Я занимаюсь производством элитных сортов семенного картофеля в Раменском районе уже около 30 лет, — поясняет Владимир Николаевич. — Таким производителям государство обещало субсидии. Не дали ничего. Сплошное бла-бла-бла. Мои семенные клубни стоят 30 рублей килограмм, импортные — 82. Вот и считай, как нам помогают.
Кипучая натура Акатьева сподвигла его развивать село и выполнять продовольственную программу... аж в Хабаровском крае! Здесь, в Тынде, на БАМе, куда мы ему дозвонились, он занимается тем, что умеет делать прекрасно: производством картофеля и зерновых. Свои подмосковные гектары он, конечно же, не бросил. Но уверен: в государстве до сих пор нет аграрной программы, одна говорильня.
— Мы нашли правовое понимание и поддержку у губернатора Подмосковья и у его заместителей, — считает начальник юридического управления подмосковной фермерской ассоциации Александр Хохлов. — Но как только дело спускается на места, в некоторых районах все делают для того, чтобы заблокировать постановления регионального правительства. Даже в тех муниципальных образованиях, где сменилась власть, куда пришли «выдвиженцы» губернатора, остались старые команды чиновников, которым закон не писан. Начинать, видимо, нужно оттуда…