О том, что ведение сельского хозяйства на территории заказников — вовсе не парадокс и не нарушение природоохранного законодательства, а мера совершенно необходимая, подтвердила нам научный сотрудник РАН, председатель Московского областного отделения Русского общества сохранения и изучения птиц им. М.Мензбира, директор государственного природного заказника «Журавлиная родина» Ольга Гринченко.
— В Талдомском районе, к примеру, сегодня много заросшей пустой земли — порядка 20 000 га. Более трети из них — частная собственность, владельца которой регулярно штрафуют за неиспользование земель. Отдельная территория — земли «Журавлиной родины»: это почти 4000 га, а из них больше половины не обрабатывается. Для сохранения заказника на его землях и в окрестностях необходимо развитие сельского хозяйства, — говорит Ольга Гринченко. — В последние годы на севере Подмосковья оно стало восстанавливаться. Но предприятия предпочитают развивать быстроокупаемые картофелеводство и свиноводство вместо тех направлений, для которых нужны луга (например, мясо-молочное животноводство). Но именно наличие полей и лугов жизненно необходимы для журавлей и других редких видов птиц, в том числе занесенных в Красные книги Московской области и России. Вот уже много лет мы пытаемся достучаться до руководства областных Минсельхоза и Минэкологии с конкретными предложениями по рациональному природопользованию, но встречаем абсолютное непонимание и нежелание вести с нами диалог.
Как поясняет ученый-биолог Татьяна Свиридова, луга и поля важны для жизни журавлей, отдыха гусей на весеннем пролете, гнездования луни и болотных сов, вывода птенцов у редких видов куликов, занесенных в Красную книгу. Но технология выращивания картофеля и рапса не нуждается в луговых угодьях в принципе. Культивирование овцеводства также неблагоприятно для пернатых: выгоны используются настолько интенсивно, что гнезда птиц вытаптываются. А вот выпас коров на пастбищах позволяет избежать выжигания сухой травы. Весенние палы совпадают с периодом насиживания у птиц, поэтому приводят к гибели гнезд тех немногих пар куликов, которые, за неимением другого, продолжают селиться на некошеных лугах.
— Даже если огонь не затронет гнездо, на пепелище останется слишком мало корма: в траве и верхнем слое почвы погибают насекомые, моллюски и черви. Некоторые пары куликов делают повторную кладку на выжженных лугах, но их гнезда оказываются без естественного укрытия — травы, их легко находят хищники, — говорит президент Союза охраны птиц России Анатолий Зубакин. — А вот озимые посевы зерновых напоминают птицам луга с низкоскошенной травой. Краснокнижные кулики — большой кроншнеп, большой веретенник, травник и поручейник — устраивают гнезда и на пашнях. Так что традиционное сельское хозяйство и сохранение птиц — очень полезные и совместимые вещи.
С 2011 г. в «Журавлиной родине» на пашнях иногда стал поселяться и редчайший в Московской области кулик-сорока. Десятилетиями в заказнике луга занимали более половины сельхозугодий. Чередование болот, лугов и полей с зерновыми складывало природно-антропогенный ландшафт. Места хватало и для сельского хозяйства, и для гнездования редких луговых птиц и журавлей. Долгие годы подобная картина была характерна для всей средней полосы России. Но в 1960–1980-х гг. широкомасштабное осушение и распашка лугов привели к резкому падению численности птиц. На сохранившихся лугах выпас и сенокошение часто оказывались настолько интенсивными, что птицы не могли вывести там потомство: скот топтал гнезда, при раннем сенокосе под косилками гибли птенцы…
— Из-за уничтожения луговых болот и сырых низин — важных мест кормежки птиц — кулики стали исчезать. Эта птица, населяющая сельхозземли, наиболее уязвима. Она может гнездиться и жить весной и в начале лета на прошлогодних сенокосах и выгонах. Для вывода птенцов куликам необходимы обширные луга с умеренным сенокосом и выпасом коров. Если луг зарастает, куликов на нем не будет, — объясняет Ольга Гринченко. — «Журавлиная родина» оказалась в эти годы исключением из правил, оставшись чуть ли не единственным местом в Подмосковье, где продолжали существовать редкие луговые птицы.
Развивавшееся в этот период на севере Подмосковья животноводство оказалось благоприятным для луговых птиц: выпас коров и сенокос на лугах начинался поздно, поэтому птицы успевали вывести потомство. В последние два десятилетия и в «Журавлиной родине» стали происходить крайне неблагоприятные для редких птиц изменения.
— В кризисные 1990-е гг. хозяйства сократили численность скота, поэтому луговые земли заросли высокой травой и кустарником. Здесь птицам трудно добыть корм, затруднен обзор вокруг гнезда, — говорит Ольга Гринченко. — После гибели кладки во время весенней распашки и сева (это происходит на картофельных и рапсовых полях) ни один из редких видов куликов не гнездится повторно! Это приводит к исчезновению редких птиц. Для выживания редких птиц «Журавлиной родины» совершенно необходимо сохранять среди пашни существенные площади лугов.
Помимо этого существуют и другие проблемы.
— В заказнике есть 500 га земли, которые обрабатывают представители Талдомского филиала агрохолдинга «Дмитровские овощи», в том числе и центральное поле озимых. Также они сажают в окрестностях картофель и рапс. Так вот, это единственное поле озимых очень полюбилось гусям и журавлям. Они каждый год там ликуют, а в результате держатели земли терпят убытки: вместо 33 центнеров с га они получают в два раза меньший урожай. Но гуси не очень-то виноваты, потому что это единственное поле в Подмосковье, где они могут остановиться. Все другие места в области, куда гуси когда-то садились для отдыха, давно заросли бурьяном. А вот если сейчас интенсивно развивать традиционное сельское хозяйство по области, то гуси постепенно будут распределяться по разным уголкам Московии. Тогда и убытки сократятся.
Но есть еще оборотная сторона медали. У нас в стране не разработана система выплата компенсаций (а в Европе, Америке — везде есть) сельхозпроизводителям, у которых, к примеру, краснокнижная живность что-то съела или вытоптала. Я не раз предлагала руководству Талдомского филиала агрохолдинга обратиться с этой проблемой в Минэкологии, но процесс дальше не пошел. У меня создалось впечатление, что чиновников подмосковного экологического министерства вообще эти вопросы не интересуют, хотя по логике должны волновать в первую очередь. Ведь речь идет о сохранении биоразнообразия и редких видов птиц.
Экологи уверены, что территорию «Журавлиной родины» нужно расширять и создавать здесь большой природный парк, разбитый на зоны. Он может быть создан и на негосударственных землях.
— По действующему законодательству создание природного парка и режим его охраны, зонирование и хозяйственные ограничения должны быть согласованы с землевладельцем территории, где этот парк собираются делать. Если парк сделают без согласования с землевладельцем, то последнему убытки возмещаются в полном объеме, — говорит Ольга Гринченко. — В случае ограничения прав землепользователя в результате включения его земельного участка в границы природного парка без согласования с ним ему должны возмещаться в полном объеме убытки, причиненные ограничением его прав. А поскольку бюджетом не предусмотрены средства на возмещение убытков, создание природного парка без согласования с землепользователем невозможно. Юристы Минсельхоза совершенно не в курсе этих тонкостей закона.
Экологи еще раз заостряют внимание на том, что для выживания краснокнижной фауны «Журавлиной родины» необходимо: самое главное — сохранить достаточные пространства сенокосных и выпасаемых лугов как основных мест гнездования редких птиц. Не допускать сплошной распашки лугов. Сохранять или возобновлять луга близ малопосещаемых людьми водоемов, в сырых низинах, в поймах рек — там, где есть доступный для куликов корм. Сухие луга не подходят.
Не распахивать единовременно слишком большую площадь лугов, где находятся поселения редких птиц или их многолетние тока, а также избегать любого вида обработки лугов в гнездовое время (середина апреля–середина июня).
Не допускать выжигания сухой травы на лугах в весенне-летнее время.
Не допускать раннего сенокошения и выпаса скота (раньше середины июня) в местах крупных поселений птиц.
Избегать перевыпаса скота в местах гнездования редких птиц, особенно на сырых лугах и заболоченных берегах водоемов; при выпасе надо чаще перегонять стадо с одного участка на другой.