— Ирина Клавдиевна, еще раз о том, кто из пенсионеров будет теперь ездить за свой счет по Москве?
— Вначале уточним: бесплатное передвижение по территории Московской области у наших пенсионеров всех категорий сохраняется в полном объеме. В том числе на общественном транспорте, курсирующем по маршруту область — Москва. Здесь ровным счетом ничего не изменилось. Более того, региональный минтранс рассматривает возможности для выделения дополнительных автобусов на эти линии.
Пенсионеры без льготного статуса, ветераны военной службы и ветераны труда с 1 августа не смогут воспользоваться бесплатным проездом по Москве в соответствии с принятым Мособлдумой законом.
Средняя пенсия у военных в нашем регионе составляет 23 тыс. рублей, они в более благополучном положении по отношению к другим пенсионерам. Принятый закон вряд ли сколь-нибудь серьезно отразится на их материальном положении.
Теперь ветераны труда. У них, как правило, пенсия чуть больше, чем в среднем по области. Кроме того, они получают единовременную денежную выплату, бесплатное зубопротезирование, ежемесячную компенсацию расходов на телефонную связь, 50% компенсации услуг ЖКХ и др.
Самыми уязвимыми в данной ситуации оказываются обычные пенсионеры. Но для них в случае форс-мажора областные законодатели предусмотрели в законе возможность государственной материальной поддержки.
Исторически сложилось так, что все пути жителей Подмосковья идут через Москву. Если подходить к вопросу формально, то мы обеспечиваем бесплатный проезд по двум субъектам. Что, вообще-то говоря, нонсенс, нигде такого в России больше нет, кроме Москвы.
— ?!
— Мы провели анализ. Около 37% пенсионеров области ежемесячно совершают более 20 поездок в Москву. Остальные наши ветераны либо не пользуются этой льготой, либо прибегают к ней весьма редко, 1–2 раза в месяц.
Не секрет, что те 37% «областников» в Москву ездят не за песнями, а на работу. В преклонном возрасте найти работу в столице могут люди только высококвалифицированные, мастера своего дела, согласны? Но и Московская область испытывает острый недостаток рабочей силы, особенно опытных, знающих специалистов! У нас много вакансий, которые не без труда мы заполняем приезжими из других регионов.
То есть сами же создаем условия для того, чтобы наши инженеры, врачи и другие специалисты ездили в Москву. Одной рукой готовим программы экономического развития региона, привлекаем инвестиции, а другой — поставляем столице свои трудовые ресурсы. Получается, что инвестиции осваивать некому.
Но и это не все. В Москве «областники» оставляют свой подоходный налог, честно «вкладывают» в развитие соседнего субъекта. А возвращаясь домой в Мытищи или, скажем, Люберцы — от местных властей требуют комфорт, современную социальную инфраструктуру: детсадики, школы, поликлиники…
Мы прежде всего должны думать о наполнении доходной базы своего региона.
Вот что я имею в виду, говоря о позиции депутатов.
— Но если в Москву ездят только около 40% экономически активных пенсионеров, можно ли было провести со столицей взаимозачет? Дачники бы пользовались бесплатным транспортом в Подмосковье, а мы — московским метро. Эти цифры сопоставимые?
— Нет, в среднем за год в Москве из области отмечается порядка 133 миллиона человеко-поездок, если так можно выразиться. А из Москвы к нам 27 миллионов — почти в пять раз меньше. По всем льготным категориям за транспортные услуги мы выплачиваем Москве 4 млрд рублей, она нам — 1 млрд. Из Москвы дачники в начале лета как приехали в свои деревни, так там до осени и живут. У нас, как я уже сказала, ситуация совсем другая. Кроме того, Москва — культурный и исторический центр, иногда у пенсионера возникает потребность побывать с внуками в театре или в музее. Равноценного «размена» между нашими регионами не получается.
— Хотелось бы знать, на какие цели пойдут эти самые 4 млрд рублей? Может, на закупку иномарок для чиновного люда?
— Напрасно вы иронизируете, в регионе объявлен режим жесточайшей экономии по всей нашей вертикали власти.
Проблем в Московской области по поддержанию и развитию социальной инфраструктуры очень много. Взять хотя бы двухсменку в школах, которую мы пытаемся ликвидировать за счет строительства новых школ.
— Извините, но конкретному пенсионеру от того, что где-то построят детский сад или ликвидируют двухсменку, ни холодно ни жарко. Это в прежние времена мы должны были думать о Родине, а потом о себе. А в связи с принятым законом простой смертный пенсионер стал еще беднее…
— Депутаты Мособлдумы в своем законе предусмотрели меры, смягчающие, компенсирующие финансовые потери.
— Да что там депутаты! Губернатор Воробьев на днях сообщил, цитирую по информагентствам: «Жителям области, нуждающимся в лечении в Москве или имеющим доход ниже прожиточного минимума, сохраняются льготы по проезду в транспорте». Конец цитаты.
— Цитата не совсем точная. Губернатор говорил не о сохранении льгот названным категориям населения, а о компенсации им расходов на проезд.
— Об этом можно подробнее?
— Гражданам, получившим направление на обследование в московскую поликлинику и имеющим доход ниже прожиточного минимума — в Подмосковье он составляет 8029 руб. — предусмотрена компенсация 400 рублей в год…
— Вы считаете этого вполне достаточно? Откуда вообще взялась эта цифра? Почему не 500 или 300 рублей?
— 400 рублей были взяты исходя из стоимости проездного билета в Москве на 11 поездок, который действует в течение 90 дней.
Еще у нас предусмотрены другие меры социальной поддержки, они также привязаны к величине среднедушевого дохода и прожиточного минимума. В частности, граждане могут обратиться в территориальное управление соцзащиты по месту жительства и получить государственную помощь. Ее размер до 6 тысяч рублей в год.
Плюс экстренная материальная помощь, которая оказывается гражданам в трудной жизненной ситуации. На члена семьи до 7 тыс. рублей, на одиноко проживающих — до 10 тыс. в год.
— Не каждый станет ходить по кабинетам и собирать десятки справок о том, что он нуждающийся…
— Не надо сгущать краски. В нашей базе данных примерно 120 тысяч таких жителей, которые придут или скорее придут за помощью. Мы их прекрасно знаем, они нас. Волокиты никакой не будет.