Мать-природа над созданием этого водного каскада с озерами, реками и болотами трудилась миллионы лет. Точка в естественной эволюции была поставлена вполне искусственно. А именно в 2003 г. земли совхоза «Останкино», граничившие с заказником, в рамках приватизации были переданы тому же хозяйству, только называлось оно уже ЗАО «Останкино». При условии, что пашня будет сохранена под сельхозпроизводство.
Но нам ли с вами не знать, как виртуозно отечественные чиновники переводят земли из категории сельхозназначения под застройку?! Тем более по каким-то неведомым нам причинам к акту передачи сельхозугодий прилагалась схема, согласно которой участок возле озера Долгое также вошел в состав хозяйства. По мнению экологов, эта территория представляла собой ценное природное болото, через которое проходило русло реки Мещериха и залив самого озера. Согласно Положению об озерах Нерское, Долгое, Круглое и их ближайшем окружении, утвержденному в 1984 году, весь этот участок относится к заказнику и его охранной зоне.
Вот с той самой поры все и пошло сикось-накось. В том же 2003 г. вокруг озера Долгое предприимчивые люди вырубили лес и построили там целый жилой поселок — около 300 особнячков. Сегодня уцелевший от топора лес, поясняют жители окрестных деревень Афониха, Рыбаки, поселка совхоза «Останкино», из-за изменения уровня грунтовых вод ослабел, чахнет и увядает прямо на глазах.
Нет, на дикие красоты (огромную озерную гладь, растения, занесенные в Красную книгу) пока еще можно полюбоваться. У многих туристов эти заповедные места вызывают ассоциации с болотами Девоншира из «Собаки Баскервилей» сэра Артура Конана Дойля. Они даже уверены, что зловещий образ натуралиста Стэплтона меркнет в сравнении с некоторыми нашими современниками. Ведь тот при всех его черных замыслах искренне любил природу, а мы ее начисто губим.
Но вернемся к нашим болотам. Дальше — больше, ведь аппетит приходит во время еды. Застройщик засыпал речку Мещериха, соединяющую озера Долгое с Круглым. По наблюдениям специалистов, Долгое начало заболачиваться и заиливаться, вода из него уже никуда не вытекает. А соседнее озеро Круглое из-за отсутствия притока начинает мелеть...
Само собой, экологи и местные жители в ужасе. Уникальный природный островок, сохранившийся до наших времен аж с самого ледникового периода, вряд ли переживет строительный бум подмосковных инвесторов.
Олимпийское спокойствие хранят только чиновники — как местные, так и областные. По мнению некоторых из них, болота в заказнике вовсе и не болота, они, дескать, рукотворные, им не больше 50 лет от роду. И образовались в результате того, что туда стекает вода от полива дачных участков. Ну а раз, мол, так, то чего с ними особенно церемониться?..
С такой логикой, конечно, трудно спорить. Где защитники природы, общественники, а где чиновники, сидящие в администрациях и кабинетах? Силы и административный ресурс явно не в пользу заказника.
Охранную зону «растаскивают» еще и под тем предлогом, что она якобы не имеет точных границ, а если бы, мол, имела, то ни один квадратный метр не ушел бы под «освоение». Властные структуры указывают, что границы большей частью описательные и их можно понимать по-разному.
С этим не согласны экологи. Границы конкретно привязаны к лесным кварталам, к существующим базам отдыха, пансионатам и водоемам. Эта мнимая «неточность» и выгодна компаниям-застройщикам. Да и кто в конечном итоге обязан определять «реперные точки»? Уж не государственные ли структуры?!
Словом, с 2007 г., когда в районе стихийно образовалось общественное движение по сохранению заказника, письма о нарушении природного баланса летят во все концы: президенту, губернатору, в прокуратуру, Минэкологии, Роспотреб- и Россельхознадзор... Все тщетно. Никто не может (или не хочет) остановить беспредел, выявить цепочку махинаций, в результате которых появились документы, позволяющие безнаказанно уничтожать все живое в заказнике.
— Андрей Воробьев, — говорят в региональном движении, — знает об этой проблеме. И даже обещал приехать посмотреть на уникальные красоты. Но пока не приехал...
Правда, может и не успеть. Прямо на месте засыпанного русла речки Мещериха идет строительство и прокладка коммуникаций к очередному коттеджному городку. Еще в 2011 году здесь были построены два дома, территория обнесена глухим забором, вывеска сообщает, что это «дачный поселок «Приозерье». Участки, кстати, успешно продаются. Вместо реки в стороне от прежнего русла прокопана канава, по которой некоторое количество воды попадает в озеро Круглое. Река меняется на глазах; еловый лес по берегам сохнет — ель не выносит изменения гидрорежима.
Эта территория очень важна для существования заказника, и она находится в катастрофическом положении. К сожалению, это не единственный проблемный участок.
Экологи не исключают, что в скором времени их станет еще больше. Недавно на публичной кадастровой карте МО появился новый участок, за №50:04:0110510:677, размером 62 га, растянувшийся вдоль южного берега озера Долгое и захватывающий болото на берегу озера Круглое. Большая часть его находится в границах заказника, это лес первой категории; часть (болото) — в охранной зоне заказника.
Местные жители уже знают: как только участку в округе присваивают кадастровый номер, он тут же начинает «осваиваться».