На днях в музее архитектуры имени Щусева был презентован альбом нового городского облика — «Руза заповедная». Согласно концепции, Руза должна превратиться в антипод мегаполиса. То есть предстать эдакой уникальной жемчужиной Подмосковья, образцом чистоты и нетронутости. «В скором времени Рузу можно будет увидеть в образе уютного городка с особым колоритом и стилем, в котором будут выполнены все элементы городской среды: вывески, навигация, малые архитектурные формы и уличное освещение», — сообщили в пресс-службе. «Руза как антипод мегаполиса станет заповедником, где берегут и надолго сохраняют здоровье и спокойствие», — заявил глава районной администрации Максим Тарханов.
Идея, прямо скажем, не нова. Предыдущий опальный глава района Олег Якунин нарек свою вотчину «Рузская Швейцария», намекая на зеленые луга, чистый воздух и высокие надои. Но мы-то знаем, что Швейцария — это еще и горные вершины, прозрачные озера, надежные банки и точные часы. Что есть Руза? Новый кинотеатр, современный бассейн, старая разбитая дорога и долг жилищно-коммунальных служб перед районом в 150 миллионов рублей. Руза сегодня — убыточное муниципальное образование, своим обликом скорее напоминающее умирающий уездный город, нежели процветающий регион.
Что касается экологического рейтинга, то здесь бывший и настоящий главы абсолютно правы. Наиболее чистыми в Московской области считаются окраинные районы запада (Рузский и Можайский) и северо-запада (Шаховской и Лотошинский). Здесь действительно можно наслаждаться пением птиц и дышать самым чистым воздухом. Но в чем тут заслуга местных властей? В том, что они не испортили экологию строительством крупных предприятий?
Старые дома, покосившиеся заборы, грязный рынок… Впрочем, это только пока, уверяют власти. «Суть бренда «Руза заповедная» — комфортное пребывание наших гостей — уставших горожан — на территории района», — продолжает Максим Тарханов.
Над этим брендом действительно трудился целый творческий коллектив архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Идеи они черпали в Угличе — городе, очень похожем на Рузу, который после длительной и кропотливой работы профессионалов превратился в туристическую Мекку. Творческий коллектив уверяет, что при разработке бренда учитывались мнения и пожелания самих ружан, а также гостей района о том, какой бы они хотели видеть подмосковную Рузу. Уверена, они напомнили социологам о безобразных фасадах домов, на которых в хаотичном порядке вывешена реклама, о диссонансе псевдокупеческого стиля некоторых домов с соседствующими современными зданиями… Пока Руза производит впечатление города, куда цивилизация ворвалась как-то стремительно — и так же стремительно его покинула.
Но в планах градостроителей — серьезный концепт. Они хотят использовать главное преимущество Рузы перед другими подмосковными городами — наличие кругового оврага. «Круговой овраг, по замыслу проектировщиков нового облика Рузы, будет являться парковой частью пешеходной, досуговой и развлекательной зон. У этого парка будут большие перспективы, ведь он станет «подковой счастья» у ружан», — говорит начальник территориального отдела Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Наталья Дитрих.
Надеемся, что на этот раз серьезные замыслы в отношении Рузы градоначальники наконец исполнят.