Разгадка предельно проста. С 15 июня учащиеся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования лишились льготы на проезд в виде 50% скидки от действующего тарифа. Согласно постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1163 льгота действует лишь в период с 1 сентября по 15 июня.
Минимальная стипендия студентов вузов составляет 1200 рублей, а у учащихся техникумов и колледжей - всего 430.Учебный год же у большинства длится почти до конца июня. Отмена льготы как раз выпадает на разгар экзаменационной сессии. Получается,что студенты вынуждены 2 недели ездить за полную стоимость ,а если еще и учесть летнюю практику,то срок может увеличиться до 1,5 месяцев. Поездка в одну сторону обходится студеусу из ближайшего Подмосковье в среднем в 100 рублей. При таких условиях за годы обучения он имеет все шансы стать высокопрофессиональным “зайцем”. «Когда летом отменяют льготу, я принципиально не плачу за проезд, а катаюсь зайцем. Я лучше буду перебегать из вагона в вагон при появлении контролеров, перепрыгивать через турникет и перелезать через платформу. Еще можно купить билет до ближайшей станции, а на обратной дороге – билет на выход. Так получается гораздо выгоднее», - делится своим опытом Станислав, студент из Подольска.
Форумы забиты сообщениями примерно такого содержания:
“Екатерина 2811
Скажите, на чем основывается закон о времени действия льготы на проезд на электричке по студенческому билету если мы, например, учимся до 30 июня? До 22 у нас (строительный техникум) официально идут пары, а до 30 сессия. Я езжу в Москву из Серпухова - проезд в один конец стоит 171 рубль. Стипендия - 700 рублей. Как мне ездить учиться?»
Подмосковью еще повезло, в Тверской, Новгородской и Вологодской областях , а также в скорых пригородных поездах в некоторых регионах льгот для студентов нет.
На фоне того ,что проезд в метро, автобусе, троллейбусе, трамвае в летний период предоставляется студентом по льготной цене, отсутствие скидок на билеты на пригородные электрички кажется огромной несправедливостью. Молодежь отказывается от дальних поездок или не платит за проезд, а РЖД недополучает значительные суммы. В любом случае в минусе оказываются обе стороны.