Само слово «потребитель» в 60-х годах прошлого века впервые произнес американский президент Джон Кеннеди. Тогда потребитель имел право только на информацию, безопасность и быть услышанным. С тех пор много воды утекло, наши права сильно расширились, появилось право и на здоровое питание, которое в нашей стране как зеницу ока бережет Роспотребнадзор.
Однако участники пресс-конференции отмечали, что сегодня им жалуются даже не столько на качество продуктов, сколько на их высокие цены. Хотя этот вопрос находится в ведении антимонопольной службы и органов прокуратуры.
Что касается, собственно, Роспотребнадзора, то в минувшем году в Московской области было проведено 4800 рейдов — как плановых, так и неожиданных. В 75% инспектора выявили грубые нарушения, наложили штрафы почти на 30 миллионов рублей и сняли с реализации 300 тысяч единиц товара общим весом 20 тонн. Один из самых распространенных видов обмана — использование растительных жиров вместо животных. Или когда творожный продукт выдают за творог, сырный — за сыр. Никакого ущерба здоровью покупателя такое действие не несет. Просто сырный, допустим, продукт должен стоить намного дешевле самого сыра — вот и все.
Интересный вопрос — как жаловаться в органы Роспотребнадзора? Оказывается, гражданину необходимо написать подробное заявление, в котором детально сообщить, где и когда столкнулся с обманом со стороны торгового заведения. Если речь идет о продуктах, то нужно переписать с этикетки всю информацию об ингредиентах товара. Лучше подкрепить ее фотографией. «Роспотребнадзор, — говорили сотрудники подмосковного ведомства, — совершает проверку только в рамках той информации, что указана в заявлении. Ни шагу в сторону. Вот почему требуется подробное описание случая».
Разумеется, проверяющие комиссии торговые организации не ждут с распростертыми объятьями. По новым правилам «ревизии» можно делать раз в три года — причем с заблаговременным уведомлением. Это ограничивает эффективность проверок, считает руководитель подмосковного управления Ольга Гавриленко. Ведь за сутки до появления грозных инспекторов только самый ленивый не устранит нарушения.
Наших жителей сильно волнует наличие в продуктах пальмового масла — о чем круглые сутки по ТВ талдычят «независимые расследования» некоторых журналистов. Оказывается, даже в советские времена, когда качество, что и говорить, было лучше и соответствовало строгим нормам ГОСТа, пищевая промышленность использовала пальмовое масло. Просто необходимо знать и помнить, что оно бывает съедобное и машинное. Хотя машинное пальмовое масло некоторые отечественные переработчики тоже используют в своей бурной деятельности.
И еще для нашего с вами всеобуча: бывает ли в природе молоко, которое хранится на подоконнике полгода и не теряет своих целебных качеств? Роспотребнадзор авторитетно заявляет, что бывает!
— В мягкой упаковке молоко может храниться до пяти суток, — говорят специалисты. — Оно прошло обычную пастеризацию. А вот если продукт претерпел ультрапастеризацию, очень интенсивную обработку, да еще и разлит в специальную твердую упаковку, то срок хранения увеличивается до полугода.
Впрочем, инспектора не исключают, что после такой глубокой обработки питательных, целебных веществ в этом молоке уже тоже не остается.
Можно смело говорить, что покой органам Роспотребнадзора только снится. В последнее время инспектора к своему сервису добавили еще одну актуальную обязанность: конфликты с банковским сектором, страховыми компаниями и прочее. Ведь в тяжбах с тамошними юристами потребитель часто совершенно бессилен. А Роспотребнадзор защищает его права даже в суде, и, как показывает практика, иногда удачно.