Уже скоро начнутся полевые работы, а из области, как в военное время, летят грозные указания: посевные площади не сокращать!
Уже по традиции ребром на форуме стал земельный вопрос, что было весьма странно. Ведь в последние месяцы — и это признано всеми! — благодаря усилиям регионального правительства сельхозпроизводителю в этом плане открыта настоящая зеленая улица. Земля, что называется, оптом и в розницу.
Смущают фермеров многочисленные поправки в законодательство, вступающие в силу уже с 1 марта. Их можно понимать по-разному: как в пользу селян, так и во вред. Как оно будет на самом деле?
Глава Московского крестьянского союза Николай Соин поспешил успокоить аудиторию. Да, поправки вносились Госдумой, и их необходимо выполнять. Да, много муниципальной земли сегодня «гуляет», и главы районов не особенно стремятся передать ее под сельхозпроизводство. Он специально встречался с Андреем Воробьевым, высказывал свои опасения. Получил от губернатора твердое заверение, что каждый земельный конфликт будет решаться в ручном режиме. «Если кому-то откажут в аренде неиспользуемой сельхозземли, идем к министру сельского хозяйства МО. Если он не решит — прямо к губернатору!»
В кои веки государство повернулось к отечественному крестьянину передом, а к западному — задом. Тут и льготная аренда земли, и то, и се... Не зевай, лови момент!
Но жизнь наша сложна и многогранна, а уж сельская и подавно. На крестьянском форуме я узнал о несомненных плюсах последнего времени: подмосковным земледельцам открыто микрофинансирование. Не более 1 млн руб. сроком на один год. В качестве залога под заем идет все — от автомобиля до коров.
В предыдущие годы фермеры жаловались, что им под кредиты не хватает залоговой базы. В нынешнем году появилась региональная структура, берущая на себя поручительство за возврат долга — не более 10 млн рублей. За «благотворительность» ей причитается всего-то 1%. Тоже удобно. Потом, чтобы использовать по сельхозназначению необрабатываемую землю, сегодня ее не надо искать по всему Подмосковью. В области заработала специальная служба земельных активов. В аренду на 5 лет под 2% от кадастровой стоимости выделяются участки площадью от 2,5 сотки до 125 гектаров. Расположены они в основном в дальних районах, таких как Шаховской, Лотошинский, пр. Например, за массив в 4,5 га арендатору в год придется платить около 9 тыс. рублей. Один недостаток у этой схемы: земли брошенные, долго не обрабатывались, аренду необходимо начинать с корчевки пней и кустарника. Но ведь еще год назад о таком агросервисе никто даже и мечтать не мог!
Все эти великолепные меры, подтверждающие отеческую заботу государства о селе, разбиваются о большой дефицит финансирования сельхозпроизводителей. А надеяться на то, что деньги вдруг упадут с неба, в нынешних условиях не приходится.
— Нам нужны не деньги, их мы все равно не дождемся, — говорили отдельные ораторы. — Нужны благоприятные условия для бизнеса, свобода. Когда в советской России вводили НЭП, денег у государства тоже не было, дали свободу. И крестьяне накормили страну. А мы даже не знаем, что будет через год. Вдруг опять откроем ворота для западного фермера? Куда девать свой урожай?
Словом, обстановка на съезде временами накалялась, что было вполне понятно. Чтобы восстановить село после длительного застоя, необходимы огромные средства. Бюджет сокращается, и не исключено, что в ближайшее время сократится еще больше. Посевная тоже не за горами... Многие предприятия закредитованы, не в состоянии расквитаться с банками.
Под самый занавес всплыл вопрос с гастарбайтерами. Из-за падения курса рубля и ужесточения правил миграции они в своей массе покинули подмосковные фермы и полевые станы. Помощников в полевую кампанию у фермеров и у экс-совхозов по сути дела не осталось.
В общем, раньше у крестьянина были деньги, но не было земли. Сегодня все с точностью до наоборот. Так, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями, пока не получается.