Нашел клад один из рабочих, исследовавший кладку фундамента главного здания усадьбы перед началом противоаварийных работ. Монеты хорошо сохранились, хотя видно, что в свое время имели хождение. Возможно, монеты собирал кто-то из прислуги, живший в подвале и копивший свою заработную плату. В XIX веке на 2 копейки взрослый и ребенок могли прожить целый день, а общая сумма «сокровища» и вовсе получилась приличной по тем временам — на эти деньги можно было купить корову. Сегодня стоимость одной такой монеты варьируется от 100 до 2000 рублей — в зависимости от ее состояния, года издания и монетного двора-изготовителя.
По другой версии, все монеты использовались хозяйскими детьми для игры в лото или в «орлянку». На эту мысль наводит тот факт, что все монеты одного номинала, и многие из них деформированы.
И, наконец, самое простое объяснение находки связано с перестройкой усадьбы. В начале XIX века главное здание подверглось значительным изменениям. «Скорее всего, строители сделали некий «заклад» монет на удачу, — рассказывает архитектор-реставратор Альбина Хайруллина. — В те времена это было распространенной практикой. Интересно, что строители старались класть монеты, уже вышедшие из обращения, то есть ненужные. Это подтверждает наши данные, что пристройка была сделана в 1830-х годах. В ближайшее время клад будет передан государству, часть его украсит экспозицию усадьбы после реставрации».
По мнению специалистов, клад — очень важная историческая находка, потому что имеющиеся документальные источники не позволяют им установить точное время строительства усадебного комплекса; очевидно только, что большое каменное строительство началось здесь после 1766 года.
Создателем усадьбы был действительный тайный советник, сенатор Сергей Вяземский: в конце XVIII столетия он и его брат Андрей приобрели каждый по поместью к югу от Москвы — Остафьево и Пущино-на-Наре — и развернули в них масштабное строительство, в том числе суконных фабрик. Для строительства усадебного комплекса в Пущине Сергей Вяземский пригласил известного архитектора Николая Львова — большого поклонника творчества итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио. Во время Первой мировой войны в усадебном доме находился лазарет для раненых воинов. После революции здание переходило из рук в руки; в последние годы там размещалась поселковая школа. После ее расформирования здание пришло в аварийное состояние.
В этом году усадьба была передана частному инвестору из Татарстана по программе льготной аренды «рубль за метр». В течение 7 лет компания должна восстановить объект культурного наследия, после чего получит льготную аренду на 49 лет.