— Как вам удалось за такой короткий срок кардинальным образом перестроить работу своего ведомства и «построить» другие службы?
— Я начала с того, что полностью тщательно изучила закон «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области» и положение «О Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области», на основании которых работает наша инспекция. Госадмтехнадзор имеет достаточно большие полномочия, многие из которых на протяжении 10 лет были не востребованы. Если пользоваться всеми, то их хватит, чтобы справиться с теми задачами, которые ставит перед нами врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев.
— Вы бы смогли коротко сформулировать самые приоритетные из них?
— Если коротко, то нам нужно навести порядок на всей территории Московской области, в каждом ее уголке. Жители Подмосковья имеют полное право на лучшее качество жизни, чем было до сих пор. Эти люди тоже хотят гулять по чистым улицам, отдыхать в уютных благоустроенных дворах, любоваться зелеными парками и цветочными композициями. Москвичи все это имеют, так чем жители области хуже? Представьте, что Подмосковье — это великолепная корона, в которой каждый город, каждый населенный пункт — это отдельный бриллиант, имеющий свою индивидуальность, неповторимый по своей красоте. Чтобы корона сияла, нужно все камни отмыть и отшлифовать. Так же и все города Московской области. И тогда своим блеском Подмосковье затмит любой другой регион России.
— Фронт работ очень большой. Поэтому одними штрафами тут, наверно, ситуацию не изменишь.
— А мы и не ставим для себя такую самоцель — собрать как можно больше штрафов. Мы работаем на результат. Конечным итогом нашей деятельности должны стать чистота, порядок и благоустройство Подмосковья. Нарушителей необходимо не только «бить рублем», но прежде всего добиваться от них максимально быстрого и качественного устранения допущенных ими нарушений. В этом суть нашей надзорной политики. А для того чтобы пополнять бюджет, имеются иные способы, такие как благоприятная инвестиционная среда региона и правильная налоговая политика.
— Даже генеральная уборка в квартире — мероприятие не из легких, требует много времени и сил, а вы планируете навести идеальный порядок в целом регионе — сколько у вас в штате сотрудников, они физически способны заглянуть в каждый двор?
— Нет, в связи с тем, что «в поле» трудится только 321 человек. Если разделить на 360 муниципалитетов, получится меньше, чем по одному сотруднику.
— Маловато будет…
— Безусловно. Поэтому мы делаем большой упор на помощь внештатных инспекторов, которыми становятся местные жители, неравнодушные к проблемам чистоты и порядка. Согласно нашему положению «О внештатных административно-технических инспекторах» мы имеем право привлекать их для участия в повседневной надзорной деятельности. Образно говоря, это наши глаза, ноги и руки. Проверят каждый уголок, зафиксируют любой непорядок, мы их обучаем, снабжаем документами внештатных инспекторов, они правомочны составить акт в случае административного правонарушения. Кроме этого нам, конечно, очень помогают жители. Они сигнализируют обо всех нарушениях порядка на территории, а наша задача — оперативно реагировать, принимать меры. Мы придерживаемся принципа открытости и прямо говорим людям — обращайтесь, пишите. Как результат — количество поступивших жалоб увеличилось, однако пропорционально снизилось количество жалоб, идущих «наверх». Иными словами, чтобы навести порядок во дворе, людям больше не приходится писать президенту. Жители увидели, что есть служба, способная решить часть их проблем, и стали обращаться непосредственно к нам.
— Как жители могут сообщить вам о своих проблемах?
— У нас есть «горячая линия», все звонки фиксируются по телефону 8-499-272-33-45.
Можно написать по электронной почте: gatn@mosreg.ru
В общественной приемной губернатора каждого района размещены контакты территориального отдела, сотрудники которого ежедневно ведут прием населения.
— С какими самыми типичными проблемами обращаются к вам люди?
— Чаще всего жалуются на плохую работу коммунальных служб (некачественную уборку дворовых территорий, переполненные мусорные контейнеры) и на разбитые дороги внутри жилых кварталов. Отдельный пласт жалоб — на бездействие местных властей. Больше всего нареканий вызывает состояние бывших военных городков, которые еще не переданы на баланс муниципалитетов. Такая же проблема и с новостройками. Если застройщик не передал жилой квартал муниципальным службам, там нет никакого порядка. А хуже всего, что и мы ничего не можем сделать — если новый микрорайон имеет статус стройплощадки, нельзя штрафовать строителей за грязь, отсутствие газонов, детских площадок и прочее неблагоустройство.
— Даже если там живут люди?
— Причем многие живут уже не первый год. Такая ситуация сложилась в Красногорском, Люберецком и Одинцовском районах. Эти муниципалитеты — лидеры по количеству жалоб.
— Слышала, что вы проводите рейтинг на звание самого чистого и самого грязного муниципального образования, как оцениваете лучших и худших?
— В числе критериев: состояние фасадов, дорожного покрытия, дворовых территорий, мемориальных комплексов и культовых объектов, а также зеленых насаждений. Будем также учитывать количество поступивших жалоб от жителей и процент повторных обращений. По результатам муниципальное образование будет оценено хорошо, удовлетворительно либо неудовлетворительно.
— Как реагируют главы муниципалитетов на ваши предписания и штрафы?
— Все по-разному, одни сотрудничают и даже благодарят за помощь, как правило, в таких муниципальных образованиях понимают, что мы с ними делаем общее дело. У таких глав всегда порядок, у нас с ними налажена системная, плодотворная работа, от которой выигрывают в конце концов и они сами, и местные жители. Другие обижаются на критику, на штрафы, пытаются доказать, что мы не правы, а правы они, однако опыт показывает, что оценка Госадмтехнадзора всегда объективна и законно обоснованна.
— Мы все время говорим о чистоте и благоустройстве, но ведь к сфере ваших интересов относятся не только эти вопросы? Расскажите, какие меры вы предпринимаете, чтобы сделать детские и спортивные площадки безопасными?
— К сожалению, в этом вопросе наши полномочия ограничены рамками закона «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области», этот документ предусматривает надзор только за благоустройством и внешним видом детских и спортивных площадок. Но вы же понимаете, что реальную угрозу жизни детей представляет не тот факт, что турник, горка или качели, допустим, не покрашены и трава не окошена, а то, что у них нет хозяина и за ними десятилетиями никто не следит. Поэтому эти конструкции подчас очень ветхие и могут упасть на голову ребенку.
— Похоже, это проблема не только Московской области?
— Да, поэтому нужно срочно внести поправки в федеральное законодательство. А пока мы видим единственный выход из этой ситуации в том, чтобы все детские и спортивные площадки отдать на баланс управляющих компаний или органов местного самоуправления, которые были бы обязаны отвечать не только за их красоту и чистоту, но прежде всего за безопасность. После несчастного случая в Каширском районе (тогда на мальчика упали ворота на спортивной площадке. — Прим. авт.) я отдала распоряжение срочно проверить все места, где играют наши дети. По результатам этих проверок выявлены десятки нарушений. Виновным лицам выписаны предписания на их немедленное устранение, помимо этого они заплатят штраф. Также сотрудники Госадмтехнадзора совместно с заинтересованными организациями проводят сейчас инвентаризацию всех имеющихся детских игровых и спортивных площадок. Работа эта очень большая — таких объектов более 8,5 тысячи, но я надеюсь, что к началу нового учебного года все площадки, которые не отвечают требованиям безопасности, а также современным техническим и дизайнерским стандартам, будут выявлены и демонтированы. А все вновь построенные в обязательном порядке будут взяты на баланс и обслуживание управляющими компаниями.
— Еще один трагический случай недавно произошел в Орехово-Зуевском районе, где в разрытую теплотрассу упала семилетняя девочка и получила серьезные ожоги.
— Да, вы правы, ненадлежащее состояние наземных частей линейных сооружений и коммуникаций может представлять серьезную опасность для жителей, и особенно для детей. В Орехово-Зуевском районе, например, наши инспектора неоднократно штрафовали местную «Теплосеть» за то, что организация оставляет незаконченными земляные работы, оставляет места разрытого грунта без надежного ограждения. Но руководство компании продолжало халатно относиться к порученному делу. В результате — пострадал ребенок. Всего с начала текущего года инспектора Госадмтехнадзора выявили в Подмосковье 371 правонарушение в рамках операции «Теплотрасса». Выписано почти на 5 млн рублей штрафов.
— Может, нужно штрафы увеличивать, раз должностные лица продолжают нарушать закон?
— Проблема в том, что мы не всегда имеем возможность проконтролировать, как выполняются работы по муниципальному контракту. Здесь есть определенный правовой вакуум, который мешает нашей работе. Например, в Москве у родственной нам службы (ОАТИ) такие функции есть. А в области взаимоотношения муниципалитета и подрядчика оказались вне надзора государственных инспекторов. В Можайске это привело к повсеместным нарушениям, которые допускались при прокладке теплотрасс. В городе большое количество неизолированных теплосетей. За тем, как и в каком объеме проводятся ремонтные работы, никто не следит. Разрыли, зарыли — деньги освоили, а работу толком не выполнили.
— Мы все время говорим о таких ситуациях, когда виноваты руководители организаций, муниципальные власти или службы, но ведь часто сами жители ведут себя тоже очень некрасиво. Прямо скажем, по-свински. Как вы их воспитываете, тоже «рублем»?
— Конечно, перед законом все равны. У нас предусмотрено сразу несколько спецопераций, в рамках которых объектом надзорных действий являются частные лица. Во-первых, каждое воскресенье мы вместе с инспекторами ГИБДД проводим операцию «Засада». Дачники, возвращаясь из Подмосковья в Москву, часто выбрасывают мусор в лесу или прямо на обочину трасс. Начиная с мая месяца, когда мы начали проводить эти мероприятия, было оштрафовано более 1000 правонарушителей и собрано свыше 10 млн рублей штрафов. Во-вторых, мы стали регулярно инспектировать наши дворы на предмет неправильно припаркованных машин. Порой люди ведут себя совершенно безобразно: ставят машины на газоны, клумбы, заезжают на детские площадки.
— А велика сумма штрафа за такие нарушения общественного порядка?
— Для физических лиц максимальная сумма штрафа составляет 5000 рублей. А вот для должностных и юрлиц размер штрафов недавно увеличили в 2–2,5 раза. Самые крупные штрафные санкции предусмотрены по статьям за несанкционированный сброс мусора вне отведенных для этой цели мест, в том числе из транспортных средств. А также за сжигание мусора и отходов производства и потребления. За это организации могут заплатить до 500 тысяч рублей. Для должностных лиц нижняя планка штрафов увеличилась в полтора раза и составила 30 тысяч рублей.
— Как ведут себя нарушители, когда их задерживают инспектора Госадмтехнадзора?
— По-разному. В большинстве случаев пытаются оправдываться. Типичная легенда: у нас в дачном поселке некуда мусор выкинуть. Но видно, что многим хотя бы очень стыдно, когда их ловят за руку. Многие, оставившие мусор под кустом, потом возвращаются и устраняют последствия своего правонарушения. Кстати, с каждым разом количество задержанных нарушителей становится все меньше и меньше. И в этом немалая заслуга административно-технического надзора.
— Штрафы побеждают зло?..
— Мне кажется, дело не только в деньгах. Надо воспитывать людей. Чем больше будет вокруг неравнодушных, тем сложнее будет отважиться кому-то на то, чтобы бросить мусор, сломать деревце, поставить свою машину, перегородив вход в подъезд. А беречь и ценить красоту подмосковной природы и уважать место, где живут, люди научатся, только когда сами что-то сделают хорошее для этого края. Я это поняла после тесного общения с жителями городского поселения Лосино-Петровский. История такова. У нас каждый член правительства курирует какой-либо определенный муниципалитет. Мне был поручен этот городской округ в качестве своего подшефного именно потому, что его благоустройством и наведением порядка десятилетиями никто не занимался. В результате чего город стал серым, безликим и превратился в очередные «каменные джунгли». Понадобилось принимать срочные, экстренные меры по возвращению Лосино-Петровскому достойного облика.
— Руки зачесались сделать из него конфетку?
— Да. Мы начали там наводить порядок — убирали от мусора улицы, опиливали сухие деревья, сажали кусты, цветы, разбивали газоны, приводили в порядок дороги. Кстати, в рамках программы врио губернатора первая «дорога к храму» была восстановлена совместно с Мосавтодором именно в Лосино-Петровском. При этом местные жители смотрели на все наши усилия и гадали, в чем подвох, чего это власти вдруг так засуетились? Даже слух пустили, что все, мол, это неспроста затеяли, наверно, сюда Путин или Медведев собираются. Но постепенно нам удалось побороть их недоверие, равнодушие, апатию. А после Дня города, когда многие жители приняли участие в субботнике, ситуация кардинально изменилась — теперь горожане стали нашими верными союзниками и активно помогают наводить чистоту и порядок в городе. В наш адрес от местных жителей поступает множество благодарственных писем, за которые мы им очень признательны. Приятно, когда результаты твоей работы видят и ценят!
— Вы — красивая элегантная женщина, сложно было взять на себя руководство такой почти военной организацией?
— Нет, не сложно. Женщине легко руководить такой структурой, потому что наводить чистоту и порядок — чисто женское дело! А умная женщина всегда найдет способ заставить это делать и мужчин (90% сотрудников Госадмтехнадзора — мужчины. — «НП»).
— Как ваши близкие относятся к тому, что вам приходится столько времени уделять работе?
— С пониманием.
— Чем занимаются ваши дети?
— У меня два сына. Старший закончил с золотой медалью школу, сейчас учится в медицинской академии. Младшему тринадцать, он еще школьник, увлекается музыкой, восточными единоборствами.
— А отпуск проводите всей семьей?
— Да, любим путешествовать.
— В экзотические страны?
— Нет, я люблю старую добрую Европу. Мне там очень комфортно. Мечтаю, что когда-нибудь и наши подмосковные города будут такими же уютными и приятными для жизни.