«Нельзя сначала говорить о людях, а потом подписывать разрешения на застройку, которая жизнь этих людей ухудшает. Такие фокусы у нас не пройдут», — объяснил журналистам свою позицию по этому инциденту руководитель региона Андрей Воробьев.
Однако сначала ничто не предвещало такого резкого поворота сценария в тщательно спланированном мероприятии. Наоборот, начало было весьма благостное.
Когда слово для доклада предоставили мэру города Химки, Олег Шахов начал бодро докладывать о проблемах, накопившихся до его прихода в округ. Хронические пробки на дорогах, дефицит социальных объектов, отсутствие парковочных мест во дворах, недостаток парков, скверов и зон отдыха для горожан. Назывался и главный виновник всех этих зол — избыточная хаотичная жилая застройка, которой грешили несколько лет подряд предыдущие власти города Химок.
После перечисления грехов прошлого пришло время для озвучивания радужных планов на будущее. В какой-то момент даже стало казаться, что зал заседаний превратился в телешоу. Чуть ли не каждое утверждение градоначальника стало сопровождаться громкими аплодисментами «из зрительского зала».
Выглядело это настолько нарочито и неестественно, учитывая, сколько акций протеста сопровождало обсуждение химкинского Генплана, что в конце концов врио губернатора Андрей Воробьев поинтересовался: кто это все время аплодирует — застройщики? Нестройный хор голосов заверил, что нет — исключительно местные жители.
Тем не менее «МК» достоверно известно, что многие химчане не смогли попасть в зал, в администрации им говорили, что заседание — только для специалистов. В числе «не попавших» руководители многих общественных организаций, протестующих против бесчеловечной жилой застройки дворов, зеленых и спортивных зон округа, от которых и так остались одни ошметки, против превращения некогда живописного и тихого городка в железобетонный «манхэттен», и обманутые дольщики микрорайона Сходня, объекты которых, согласно данному проекту Генплана, собирались аннулировать.
…Как только закончился доклад мэра и слово взяла министр стройкомплекса области Марина Оглоблина, всю благостность как рукой сняло. По мере ее доклада градус дискуссии стал повышаться. Министр сообщила, что, несмотря на целый ряд неоспоримых достоинств, проект содержит большой список серьезных недостатков, игнорировать которые невозможно.
Итак, главные претензии к представленному проекту Генплана: его авторам не удалось найти решение, позволяющее затормозить рост жилищного строительства в округе. К 2035 г. количество населения увеличится на 40%. Официальная статистика гласит, что сейчас в городском округе Химки живет 215 000 человек, а через 22 года станет на 84 000 больше. То есть будет не менее 300 000 тысяч населения, хотя, по мнению Шахова, в реальности в округе уже сейчас столько проживает народу. Кстати, в предыдущей редакции Генплана от 2011 г. рост населения был даже меньше — 76 000 человек.
Следующий минус: запланированные в Генплане зеленые зоны не дотягивают до принятых законодательством нормативов: сейчас парки, скверы, рекреационные зоны занимают всего 10% территории округа, хотят дотянуть до 33 %, а надо — не меньше 40. И это при том, что зеленые и рекреационные зоны в Химках продолжают интенсивно застраиваться вопреки человеческому разуму и логике достойного проживания. То же касается нормативов по дорожно-уличной сети, несмотря на громадье планов в части улучшения транспортной доступности в округе, например Олег Шахов сообщил сразу о двух грандиозных проектах в Химках — ветке метро глубокого залегания от метро «Пятницкая» в микрорайон Молжаниново и легкого от метро «Планерная» до ТЦ «Мега-Химки», сроки реализации этих проектов пока абсолютно не ясны. А реконструкция дорожно-уличной сети, необходимая для разгрузки пробок, требует таких колоссальных средств, что ставит под сомнение вообще весь проект в этой части. То же можно сказать и о планах администрации решить дефицит с местами в детских садах, школах, о намерении построить новые поликлиники и больницы. Когда выдавались разрешения на массовое строительство жилья, не думали ни о том, где будут дети новоселов учиться, куда пойдут лечиться жители, как будут добираться до работы — все площадки, пригодные под строительство соцобъектов, были отданы под новое жилье, инвестконтракты заключались с застройщиками без всякой социальной нагрузки. В результате — на покрытие дефицита в социальной инфраструктуре требуется 90—95 млрд руб. Глава Химок пытался возразить, что эти траты растянутся до 2035 года, однако Андрей Воробьев справедливо возразил, что жители вряд ли согласятся так долго ждать. «Поликлиника нужна уже сейчас, а не в 2018 году», — заявил он.
Но самое слабые звенья представленного Генплана — это социальный дисбаланс в строительстве. Несмотря на суперизбыточное коммерческое строительство, программа социального жилья вообще не проработана. Непонятно, когда будут расселены семьи, проживающие в бараках микрорайона Сходня. И будут ли вообще. До сих пор застройщики брали участки под видом расселения ветхого жилья, а строили высотки на продажу. Гарантий, что этот печальный опыт не повторится, нынешняя администрация Химок не предоставила.
Всего в Химках более 2000 очередников на улучшение жилья. Показательно, что в 2012 году расселено чуть более 50 семей. Еще одна социальная категория противников нынешнего Генплана Химок — обманутые дольщики. Их в округе уже более 800, а может появиться еще 600. Администрация Олега Шахова решила расторгнуть часть инвестиционных договоров с застройщиками, среди них есть и те, кто работает по договорам долевого участия. Мотивация чиновников понятна: их предшественники выдавали разрешения на точечную жилую застройку, как говорится, налево и направо. Дело доходило до того, что застраивались спортивные площадки в школах и детских садах, согласовывались проектировочные решения на строительство жилых комплексов на территории городской больницы, на единственном общедоступном стадионе «Маяк», на участках Лесного фонда.
Против этих строек протестуют местные жители и общественники, часть из них заключались с нарушением законодательства, поэтому на градсовете из 42 заключенных на жилищное строительство инвестконтрактов было решено остановить 8, по остальным рекомендовано уменьшение этажности и объемов застройки. Однако попавшие в число аннулированных уже строящиеся объекты долевого участия будут все-таки достроены.
Почему нельзя поступить иначе, объяснил Андрей Воробьев:
«Да, когда начинали строить эти дома, были приняты непродуманные решения, — говорил он. — Мы, проезжая сегодня по Химкам, видели некоторые из них: непонятно, как там можно выйти из подъезда и при этом не попасть под машину. Нет тротуаров, придомовых территорий, негде парковать машины. Но мы заложники ситуации… Там, где люди уже заплатили деньги и планируют свою дальнейшую жизнь, все дома будут достроены, и мы должны сейчас подумать, как сделать жизнь людей более комфортной. Надо найти источники и сделать где-то сквер, где-то построить дорогу, детский сад или школу».
На поиски источников для финансирования всего, что войдет в окончательную редакцию Генплана, тоже требуется время, и это стало еще одним поводом отложить его утверждение на градсовете. После такого поворота событий в зале, до этого бурно аплодировавшего, раздались громкие голоса: «Неутверждение Генплана будет расценено народом как то, что ситуацию в Химках вновь берут под контроль лобби застройщиков!» После градсовета многие общественники, в основном коренные химчане, которые добились в результате очень остро и бурно проходивших слушаний внесения в Генплан жизненно важных для них поправок, высказали надежду, что перекраивать в этом отношении документ не будут — «эти поправки выбивались потом и кровью», говорили они.
«Нельзя принимать невыверенные решения без привязки к графику, срокам, — заявил руководитель региона. — Потом придут и скажут, ты тут сидел, под камеры говорил — где дорога, где поликлиника, где детские сады?! Мы примем Генплан, который будет подкреплен датами и источниками финансирования из бюджетов всех уровней».
Андрей Воробьев заверил, что Генплан Химок не откладывается, он будет доработан в максимально быстрые сроки, и «через 2 месяца, к 1 сентября, мы его примем».
Однако все это будет происходить уже без участия одного из главных кураторов нынешней редакции документа — без первого заместителя главы округа Химки Раиса Ахмадеева.
«Работа над Генпланом была отчасти омрачена тем, что человек, который отвечал за стройку в городе Химки, несмотря на то что нами, всеми главами муниципальных районов, коллегиально было принято решение на мораторий по высотному строительству, изменил себе и подписал 5 или 6 разрешений на такое строительство. На совете была его лебединая песня. И здесь же он был уволен».
На вопрос журналистов, как такое могло произойти, глава округа Олег Шахов сказал, что Ахмадеев с ним эти документы не согласовывал. «Глава в итоге отвечает, конечно, за все, что происходит на его территории, но проверять каждую деталь, каждую бумажку не в состоянии…» На просьбу журналистов прокомментировать, возможно ли, чтобы зам не поставил в известность главу о разрешении на строительство нескольких небоскребов, руководитель Главного управления внутренней политики Московской области и взаимодействия с органами местного самоуправления Андрей Ильницкий сказал: «Разрешите мне оставить эту ситуацию без комментариев и расцените это именно как ответ. Это хороший урок всем (в том числе и главе Химок), кто небрежно относится к словам и обязательствам, данным людям и правительству Московской области».