Это чудо техники москвичи называли тогда, на рубеже XIX и XX веков, «электричкой», а еще в обиходе был термин «электрическая конка». И то, и другое обозначение современного человека могут только запутать. Куда понятнее нам термин, укоренившийся некоторое время спустя и сохранившийся до сего времени – трамвай.
Первые трамвайные маршруты появились в Российской империи 122 года назад, в 1892-м. Место дебюта – Киев. Москва в деле продвижения электрической транспортной техники отстала от «матери городов русских» почти на десятилетие. Дело в том, что в Златоглавой нашлось немало противников нового транспортного средства. Владельцы конно-железных дорог и извозчики не желали появления электрического конкурента, простые москвичи опасались роста уличных происшествий с появлением таких быстроходных вагонов. Одним из главных «оппонентов» стал городской обер-полицмейстер генерал Трепов. Когда в 1895 году решили, наконец, испытать на пробном электрифицированном перегоне новые «безлошадные» вагоны для Москвы, при первой же поездке «электрический самоход» легко обогнал лучшую обер-полицмейстерскую тройку. И Трепов… обиделся!
В итоге «день рождения» московского трамвая отнесен был на самые последние рубежи уходящего XIX столетия. Да и место для устройства пробных линий выбрали в стороне от главных московских улиц. Трамвайные пути проложили от Страстной площади по Малой Дмитровке до Бутырской заставы и далее по Нижней и Верхней Масловкам до Петровского парка (на одном из этих участков – от района нынешнего Савеловского вокзала до стадиона «Динамо», – трамвайная линия сохранялась почти сто лет – вплоть до 1990-х!).
«Отцы города» до последнего момента испытывали сомнения по поводу того, что «плотная паутина электрических сетей не испортит никоим образом вековечных красот пейзажа древней столицы российской». Поэтому решено было сначала обкатать «электрическую конку» на дальнем участке маршрута.
Ровно 115 лет назад 7 апреля (по новому стилю) 1899 года первый московский трамвай вышел в свой первый пассажирский рейс от Бутырской заставы до Петровского парка. На участке до Страстной площади электрические вагоны стали курсировать 4 месяца спустя.
Опыт с устройством пробных маршрутов «электрической конки» был признан Городской думой удачным. Однако по разным причинам активная прокладка трамвайных линий в Белокаменной началась лишь несколько лет спустя. Процесс этот развивался со все большей скоростью: если в 1904 году общая длина трамвайных линий в Москве составляла лишь 14 верст, то в 1908 году – уже 108 верст!
Интересный момент: рельсы для «электрички» прокладывали в основном по центральной части Москвы. Городской Голова Н. И. Гучков объяснил этот «перекос» следующим образом: «Постройка линий трамваев к окраинам … была бы очень выгодна для средних и особенно для беднейших классов населения и весьма разорительна для домовладельцев центральных частей Москвы… Имея возможность за пятачок или гривенник в любое время приехать в столицу, средний и беднейший обыватель ее перекочевал бы в уезд и, избавившись от городских налогов, имел бы дешевое жилище… Поредение центра столицы неизбежно повлияло бы на сильное понижение квартирных цен, торговых помещений, а следовательно и домов. Благополучие московского городского управления сильно бы поколебалось.» Вот такая «социальная политика» городских властей!
Среди главных «трамвайных» проблем, которые пришлось решать «отцам города», самой острой (в прямом смысле слова) стала проблема шпилек в дамских шляпках. О ней можно было в те годы часто прочитать в газетной рубрике «Происшествия»: «Мещанин Белов, войдя в салон трамвайного вагона, следующего по маршруту 2, неожиданно пострадал от действий девицы Ильиной, находившейся впереди него: Ильина, обращаясь к своему спутнику, повернула голову и едва не выколола глаз Белову острием шпильки. Последний едва успел увернуться, но получил все же изрядную царапину на левой щеке.»
В конце концов по поводу таких многочисленных «транспортных травм» гласный Городской думы Шамин направил официальное письмо городскому Голове Гучкову: «Ваше превосходительство Николай Иванович! В Москве раздаются непрестанно основательные жалобы на длинные и острые шпильки дамских шляп, особенно опасные для окружающих в вагонах трамваев… Не говоря о множестве легких поранений и царапин, получаемых обывателями Москвы, благодаря этим орудиям возмутительной дамской неосторожности и легкомысленности, неоднократно были констатированы случаи серьезных непоправимых поражений. Вследствие вышеизложенного имею честь просить Ваше Превосходительство, не признаете ли Вы возможным возбудить вопрос об издании обязательных постановлений, коими воспрещалось бы ношение в вагонах трамваев упомянутых заостренных шпилек без особых безопасных наконечников.»
Обсуждение «шпилечного» вопроса московскими властями длилось более полугода, и в конце концов 28 мая 1910 г. вступило в силу распоряжение, согласно которому к езде в вагонах трамваев не допускались отныне дамы с длинными шпильками, не закрытыми специальными резиновыми колпачками.
В начале «трамвайной эры» по маршрутам курсировали машины иностранного производства. Первыми пошли по Москве бельгийские «Фолкенрайды», затем закупили немецкие «Маны», чешские «Рингхоферы»… В 1907-м появились и отечественные моторные вагоны серии «Ф», которые начал выпускать завод в Коломне.
К началу 1910-х «электрическая конка» стала главным средством передвижения горожан. Москва покрывалась паутиной трамвайных рельсов. На центральных площадях образовывались хитросплетения многочисленных линий. Особенно сложными «узлами» выделялись Театральная площадь, Лубянка, Красные Ворота… Пробраться через них без задержек вагонам было практически невозможно, а потому и средняя скорость вагонов на отдельных участках оказывалась как у пешеходов – меньше 5 верст в час!
Революция и годы гражданской войны нанесли немалый урон трамвайному хозяйству Москвы. Из почти 1200 вагонов, имевшихся в депо в 1913 г., через семь лет осталось «в строю» всего 46. Пришлось новым властям ударно взяться за восстановление подвижного состава и сети трамвайных линий. Уже к 1923-му их общая протяженность превысила 500 километров. А еще через три года из Коломны доставили в столицу первый трамвайный вагон советского производства.
Когда Моссовет ввел бесплатный проезд на трамваях для детей младшего возраста, стали использовать очень простой способ, чтобы определить «степень взрослости». – На перегородке около двери, ведущей в вагон, наносилась контрольная черта в метре от пола. Все пассажиры обязательно проходили мимо нее, и контролер определял по росту, кто же имеет право не оплачивать проезд: если ниже метра – проходи в салон без билета.
За все 115 лет своего существования московский трамвая ни на день не прекращал работы. Вагоны (правда, в основном грузовые) ходили по линиям даже в самые отчаянные для столицы октябрьские дни 1941-го. На счету нынешнего юбиляра несколько рекордов:
Наибольшее количество трамвайных маршрутов в Москве – 54 (1950 год).
Наибольшая протяженность трамвайных путей – 560,3 км (1944 год).
Самое большое количество единиц подвижного состава – 2549 вагонов (1933 год).
Самое большое количество пассажиров, перевезенных в течение года – 1,919 миллиарда человек (1935 год).
По случаю 115-летия московской «электрической конки» «Мосгортранс» запланировал провести Парад трамваев. Он должен состояться в первой половине дня 12 апреля. Организаторы обещают, что колонна, состоящая из более чем полутора десятков вагонов разных годов выпуска (от дореволюционного старичка «Ф» до самого современного низкопольного «поезда») проследует по улицам из района метро «Октябрьская» до разворотного круга у Чистых прудов. Во главе этой «кавалькады» на последнем участке ее маршрута собираются даже пустить единственный уцелевший в городе (и тщательно отреставрированный) экземпляр вагончика конки – причем на настоящей конной тяге!
На участке трамвайных путей возле метро «Чистые пруды» в течение нескольких часов будет открыт импровизированный музей трамвайной техники: все желающие смогут осмотреть вагоны-уникумы, посидеть внутри них на местах, на которых, возможно, много лет назад доводилось коротать время в пути нашим папам и мамам, прадедушкам и прабабушкам.