По кочкам, по кочкам... в ямку — бух!
Создание общественного велоконтроля сегодня, судя по всему, в городе просто необходимо. Ну, не научились мы еще качественно делать велодорожки. Мало того что линии разметки каким-то странным образом могут неожиданно прерываться, а потом — вновь возникать посреди улицы, так еще на пути стоят разные преграды.
Больше всего меня, к примеру, поразила дорожка вдоль Ярославского шоссе. Она начинается напротив дома №36 — там стоит соответствующий знак, однако разметку дорожные службы уже затерли. Поэтому прямо на велодорожке паркуются машины. Напротив домов №116 и №130 посреди дорожки стоят воздушные коллекторы. Каждый — около полутора метров в высоту. А около дома №140 велодорожку рассекает высоченное дерево. Причем вокруг дерева выкопана яма, которую коммунальщики даже не удосужились закрыть металлическим кольцом. Понятно, что, влетев колесом в такую колдобину, велосипедист не только сломает свой двухколесный транспорт, но и может переломать себе все кости.
Порядком истершиеся линии на тротуаре назвать велодорожкой весьма сложно и на Ленинградском шоссе. Особенно в плохом состоянии сегодня находится участок у Северного Речного вокзала. В некоторых местах асфальт на тротуаре сильно потрескался или вообще снят.
— Здесь недалеко из-за такой вот ямы в асфальте с острыми краями я прошлой осенью пробил у велосипеда колесо, — рассказывает руководитель движения «Русвелос» Петр Дворянкин.
Кстати, большинство ям и колдобин в асфальте — еще с прошлого года. По словам специалиста, велодорожку прямо так и сдавали в эксплуатацию. С тех пор, по сути, ничего не изменилось.
Еще одна велодорожка, на которую мы заехали, идет вдоль проспекта Вернадского от общежития МГУ до самого университета.
— В принципе, велодорожка неплохая, но расчерчена по тротуару, что на этом участке не очень удачно, — объясняет эксперт. — По тротуару, особенно у метро, ходит много людей, которые идут прямо по велодорожке. И сложно представить себе, как велосипедист будет продираться через такую толпу.
Кстати, эту дорожку столичные власти еще и покрасили — обычной зеленой краской. Хотели, конечно, как лучше, а получилось...
— Часть краски за год унесли на ногах пешеходы и на колесах велосипедисты, остальное смывает дождем, — смеется Дворянкин.
Так что теперь на несколько сот метров от метро велодорожка ничем не выделается от другой части тротуара. И в принципе, как оказалось, это даже к лучшему.
— Из-за краски велодорожка после дождя превращалась в настоящий каток, — поясняет эксперт. — Поэтому ехать по ней было сложно. С обычным асфальтом сцепление колес даже лучше.
Кстати, в префектуре сейчас обдумывают предложение «Русвелоса» покрасить дорожку специальной краской с кварцевой крошкой — чтобы ее не просто выделить, но и сделать удобной для проезда на велосипеде в любое время года.
Контроль в режиме онлайн
По словам Дворянкина, в рамках создания службы велоконтроля за каждым округом предполагается закрепить по два эксперта, которые будут контролировать весь процесс строительства — начиная с этапа проектирования дорожки и заканчивая сдачей ее в эксплуатацию.
— В этой работе помимо экспертов может принять участие любой желающий: например, велосипедисты, студенты, у которых больше свободного времени, — поясняет автор инициативы. — В случае выявления каких-то нарушений контролеры будут привлекать представителей власти, вместе с ними выезжать на место, фиксировать нарушения, чтобы в дальнейшем подрядчик мог их исправить.
Активисты велосипедных движений Москвы подобную инициативу поддерживают. Так, по словам руководителя велоклуба «Яуза» (СВАО) Алексея Сидорова, сам он и его коллеги готовы выступить в качестве экспертов. В прошлом году он, к примеру, вносил в префектуру несколько инициатив по организации пешеходных переходов на улицах Осташковская и Сельскохозяйственная, и местные власти сделали их.
Кроме того, контролировать создание велодорожек смогут горожане на сайте общественного велоконтроля, который будет запущен в апреле. По словам Дворянкина, на портале будут постоянно вывешиваться результаты проверок, а также представляться фотоотчеты. Кроме того, предполагается создать интерактивную карту, на которой будут отмечаться уже созданные велодорожки и велопарковки, проблемные, а также статус по решению той или иной проблемы.
Кстати, Департамент природопользования Москвы инициативу по велоконтролю одобрил. И даже привлек экспертов для анализа строящихся в настоящее время велодорожек на особо охраняемых природных территориях. В департаменте транспорта инициативу общественников также планируют обсудить в ближайшее время.