Активисты ФАР начинают свою «охоту» на дорожные нарушения ранним утром обычного буднего дня неподалеку от метро «Филёвский парк». Идти далеко им не приходится — первый «курьез» сразу же обнаруживается на парковке у станции.
- На столбе мы видим знак «Остановка и стоянка запрещена», - говорит один из участников рейда Вадим Коровин, - а сразу же за ним стоят припаркованные машины, что, само собой, является грубым нарушением ПДД. Однако, присмотритесь — на асфальте под автомобилями нанесена парковочная разметка.
И это в месте, где парковка официально запрещена! За дорожные обозначения в городе совместно отвечают ГИБДД Москвы и ГКУ «Центр организации дорожного движения» - одно из подразделений Департамента транспорта. «Косяк», который мы видим — это пример несогласованности в их работе.
Пройдя от метро по Минской улице, мы сворачиваем на Большую Филевскую улицу, по которой один за одним проезжают автобусы и троллейбусы. Три остановки на ней расположены одна за одной, и у каждой сделаны «карманы» для заезда общественного транспорта. Однако, троллейбусы почему-то останавливаются прямо посреди проезжей части.
- Проблема здесь состоит в том, что года два назад дорожники на всех остановках Большой Филевской улицы соорудили «карманы», якобы сделали доброе дело, - сетует участник рейда, координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел, - однако, они не удосужились провести над этими «карманами» провода. И троллейбусы попросту не могут подъехать к остановкам, высаживая и принимая пассажиров прямо посреди проезжей части. При этом полосы дороги разделяет сплошная линия разметки — другие водители не могут объехать троллейбусы, это потенциально было бы выездом на «встречку», карающимся лишением прав. Но некоторые лихачи все-таки решаются на такие запрещенные маневры, что чревато очень опасными ДТП. Наконец, в часы «пик» на остановках Большой Филевской улицы из-за ее проблемных «карманов» начинают скапливаться как автобусы, так и троллейбусы, из-за чего, в свою очередь, «встает» уже Минская улица, и пробка протягивается до самого метро.
С запада Москвы я вместе с активистами отправляюсь на юго-запад — в район метро «Калужская». По пути Вадим Коровин обращает мое внимание на дорожные знаки, расположенные по обочинам. Отдельно он выделяет белые таблички, на которых указаны названия улиц, а также направления поворотов и расстояние до них. Под ними располагаются выполненные в точно таком же стиле желтые дорожные обозначения — но уже с названиями торговых центров, автомагазинов и офисов.
- Установку дорожных знаков регламентируют два ГОСТа — Р 52289-2004 и Р 52290-2004, норма одного из которых гласит, что на опорах, предназначенных для дорожных обозначений, могут располагаться только они, - рассказывает Вадим Коровин (ГОСТ Р 52289-2004, пункт 4.2, второй абзац: «Не допускается размещать на знаках, на их оборотной стороне, светофорах и опорах, на которых они расположены, плакаты, транспаранты и другие устройства, не имеющие отношения к организации движения» - прим. Авт.). Никакой рекламы, стилизованной под дорожные обозначения — а именно этим по сути являются желтые указатели — там быть не может в принципе. Однако, сегодня эта сфера рекламы в Москве процветает, и наверняка приносит заинтересованным лицам огромные прибыли.
Вскоре мы подъезжаем к метро «Калужская», от которой пешком идем до дома по Профсоюзной улице, где находится ОМВД Обручевского района. Парковка у полицейского здания находится на небольшом безымянном проезде с четырьмя полосами для движения — по две в каждую сторону. Однако, прямо на разделительной полосе стоят бетонные блоки, «отгораживающие» две полосы под парковку для полицейских.
Раньше здесь и вовсе стояли противотанковые «ежи», - говорит Вадим Коровин, - очевидно, стражи порядка решили сделать свою парковку более культурной. Как видите, бетонные блоки выстроены буквой «П», полностью перегораживая половину дороги. Из-за этого машины вначале подъезжают к ним, затем — через «сплошную», в нарушение ПДД - перестраиваются на встречную полосу (которая, к слову, всего одна — вторая полностью заставлена автомобилями, припаркованными на обочине — прим. автора), и только проехав полицейскую парковку, перестраиваются обратно. К слову, на этом небольшом проезде находятся выезды из автобусного парка и крупного торгового центра, расположенного неподалеку от метро «Калужская». Очевидно, полицейские решили с помощью бетонных блоков «отгородиться» от машин его посетителей, заодно «оттяпав» себе половину дороги. Надеюсь, глава столичной полиции Анатолий Якунин обратит внимание на эту проблему — ведь без указки «сверху» местные стражи порядка вряд ли лишат себя самовольно созданной парковки.
По итогам своих рейдов активисты ФАР обращаются в те инстанции, к компетенции которых относится то или иное нарушение: так, их жалобы идут в столичный Департамент транспорта, мэрию, ГИБДД и даже Мосгордуму. Не станет исключением и наша проверка — чиновникам вскоре придется разбираться с нарушениями, выявленными в ходе нее. В пресс-службе столичного ГКУ «Центр организации дорожного движения» «МК» пояснили, что ведомство регулярно рассматривает все поступающие обращения граждан и общественных организаций, и обещали взять на контроль устранение всех касающихся их нарушений, выявленных в ходе рейда.