Открывая вчерашнее заседание столичного правительства, Сергей Собянин сообщил, что нарушений по размещению вывесок и других информационных конструкций в Москве не меньше, чем по наружной рекламе. К таким выводам чиновники пришли в ходе пилотного проекта, в который были включены 11 улиц, 10 кварталов и ряд торгово-развлекательных центров. «Нередко конструкции закрывают окна и мешают жителям домов. Встречаются также громоздкие вывески, закрывающие фасады исторических зданий», — посетовал градоначальник.
Полгода кнутом и пряником власти уговаривали владельцев отказаться от световых коробов, гигантских букв и заклеенных витрин в пользу более эстетичных информационных носителей. «В результате пилотный проект признан удачным, и его решено распространить на всю Москву», — отрапортовал главный архитектор города Сергей Кузнецов. В качестве примера он показал несколько знаковых зданий до и после эксперимента: на книжном магазине «Москва» (Тверская, 8) вместо зеленых коробов с надписью «Книги» появились вывески из отдельно стоящих букв («Антиквариат», «Подарки», «Мультимедиа» и т.д.), а кинотеатр «Октябрь» теперь снова смотрит на Новый Арбат глазницами стеклянных витрин. «Так вот оно в чем дело, — радовался уже после заседания один из чиновников. — Я недавно ехал мимо «Октября», чувствую, что-то изменилось, а что именно — не понял. Оказывается, они баннеры сняли!»
По словам Кузнецова, такие же подходы будут использоваться на всех улицах города. Закрытые витрины и окна, а также световые короба объявлены вне закона. С этим придется смириться и банкам, и торговым центрам, и косметическим салонам. «В правилах определены типы конструкций, допускаемые к установке, их максимальные размеры и требования к местам размещения», — сообщил главный зодчий, отметив, что для наглядности текст снабжен фотографиями и рисунками. Если владельцы предприятия согласны поменять свою вывеску на типовую, то никаких дополнительных согласований в городских структурах им получать не нужно. (Сейчас требуется справка БТИ, документы, подтверждающие права на помещения, техническое заключение о безопасности конструкции и т.д.) «Наши правила аналогичны Правилам дорожного движения. Люди просто пользуются ими, и все», — поясняет Кузнецов. Предприниматели, чьи фантазии выходят за типовые требования, должны представить дизайн-проект будущей вывески в Москомархитектуру. Его рассмотрят и в течение 15 дней вынесут вердикт. Сейчас, по словам Кузнецова, согласование занимает 45 дней.
Чиновники не собираются придираться к бизнесу и выдвигать избыточные требования к информационным конструкциям. «Мы понимаем, что существуют устоявшиеся начертания брендов. Глупо просить, например, Chanel сменить шрифт», — поясняет Кузнецов. Тем не менее на главных городских улицах требования к вывескам будут жестче, чем в целом по городу. Предпринимателям придется не только вписываться в правила, но и следовать архитектурно-художественным концепциям, которые собирается разработать Москомархитектура. По словам Кузнецова, «главными» его ведомство считает все вылетные магистрали, Садовое и Бульварное кольцо, а также те улицы в ЦАО, где находится много исторических зданий. «Для каждого из них будет разработан отдельный дизайн-код», — уточнил он.
На подготовку всех архитектурно-художественных концепций у Москомархитектуры уйдет весь следующий год, требования к зданиям, расположенным внутри Садового кольца, должны появиться до 1 мая. Что касается замены вывесок в соответствии с новыми правилами, то мэрия готова дать предпринимателям целых 2,5 года. Последний этап (на территории от ТТК до МКАД) будет завершен к 1 июля 2016 года.