Как рассказал автор проекта, профессор Тимур Башкаев, концепция «Новая Земля» — это система искусственно возведенных платформ, которые создадут в Москве принципиально иную среду обитания, комфортную для жителей. Причем этот проект — не очередная фантазия архитекторов. У него есть четкая зона применения: депрессивные заброшенные промзоны, а также территории вокруг железных дорог. Промышленные предприятия уходят из города, земля освобождается. Но просто взять и построить на месте бывшего завода жилой квартал нельзя: землю надо реанимировать, поскольку сейчас уровень ее заражения превышает все мыслимые пределы. При нынешних потребностях столицы уместить на одной плоскости дома, дороги, школы, бизнес-центры с парковками и зеленую зону нереально.
С помощью таких многоуровневых плит можно развести городские функции по разным «этажам». На нулевом ярусе, то есть на той земле, по которой мы сейчас ходим, останутся только промышленные объекты, автозаправки и дороги для автомобильного транспорта. В результате затраты бюджета или инвесторов на восстановление мертвого слоя почвы будут сведены к нулю. Далее на гигантские сваи устанавливается «первый этаж», который будет отведен под открытую парковку. Так решается проблема нехватки стояночных мест и дорогих гаражей. На следующей платформе предлагается строить социальные объекты: школы, детские сады и поликлиники, а также бизнес-центры. Верхние же ярусы будут представлять собой естественный ландшафт, свободный от транспорта и отданный в распоряжение жителей квартала.
В самой искусственной платформе ничего нового нет, рассказывает Башкаев. Новшество заключается как раз в том, что архитекторы предложили создать на ней плодородный слой земли. Причем это будет не тонкий слой грунта, на котором можно посеять газон, как это сейчас делается на эксплуатируемых кровлях эко-домов или бизнес-центров. На платформу положат полноценный плодородный слой глубиной полтора-два метра, в котором сформируется природный биоценоз. Такая земля не потребует особого ухода, она не будет промерзать. К тому же ее вполне хватит, чтобы создать настоящий природный ландшафт с деревьями и кустарниками. При желании платформа может превратиться в привычный для горожанина парк.
Подобные платформы, по мнению архитекторов, свяжут фрагменты городских территорий и природные комплексы в единую пешеходно-рекреационную зону. Верхние ярусы будут совершенно безопасными для пешеходов, так как по ним не будут ездить машины. А для того, чтобы добраться до работы или отвезти ребенка в школу, не нужно будет час-полтора добираться по московским пробкам. Вместо этого достаточно просто спуститься на один этаж вниз на лифте или эскалаторе.
Однако на мертвую землю промзон инвестора завлекать бессмысленно, уверяет Тимур Башкаев. Именно город должен вложиться в строительство нижних платформ. Только тогда частному застройщику станет интересно строить жилые дома в бывших промышленных районах.
Впрочем, как пояснил «МК» экс-глава НИИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко, реализовать такой проект можно, но он потребует огромных финансовых вливаний. И дело даже не в том, что возводить платформы над землей — уже дело затратное. Почву на территории промзон все равно придется восстанавливать. Так что даже если построить там очень красивые и удобные дома, никто их даром не возьмет и не решится жить на мертвой земле. Прежде чем запускать в промзоны инвесторов и что-то строить, надо снимать слой зараженной земли минимум на три метра. А бывали случаи, когда приходилось превращать несколько гектаров промышленной земли в гигантский котлован глубиной до 20 метров, а потом засыпать туда чистый грунт. Это огромные деньги, поэтому программа реновации промзон даже в утвержденном «плоском» виде продвигается крайне медленно. В любом случае, отметил Ткаченко, квартал-пирог выгодно возводить только на тех промзонах, которые находятся на берегах Москвы-реки, где жилье изначально дороже. В других районах столицы проект себя не окупит.