Как говорят архитекторы, история с проектированием нового здания Третьяковской галереи тянется давно и вопреки заверениям г-на Мединского далеко неоднозначно воспринимается культурным сообществом. Место под новый корпус знаменитого музея было выделено еще в далекие 1990-е. По традиции тех лет под строительство комплекса зачистили целый исторический квартал Замоскворечья, после чего возведение нового здания музея застопорилось. Юрий Лужков, принимавший самое деятельное участие в разработке проекта, все-таки согласился с критикой и не стал продвигать получивший осуждение проект, взял паузу. В итоге поменялась концепция самого здания и фасадов, но площадь под застройку полностью сохранилась.
В докладе президенту министр культуры сделал акцент на том, что новое здание будет даже «ниже соседних строений и идет в едином и в то же время современном стиле с нынешним зданием Третьяковской галереи», чтобы не нарушать гармоничность исторической застройки города. По его словам, в окнах нового фасада будут «демонстрировать картины из собрания Третьяковской галереи, в темное время суток полотна будут подсвечиваться». На вопрос президента о том, какой будет площадь музея, министр культуры сообщил, что она как минимум удвоится.
Комментируя проект нового здания Третьяковки, историк и один из председателей движения «Архнадзор» Наталья Самовер заметила:
— Музеи, учреждения культуры ведут себя крайнее агрессивно по отношению к окружающей городской среде. Они перестают ощущать себя частью исторической застройки, жемчужиной в короне среди других ценностей. Каким бы ни был фасад новой Третьяковки, он совершенно не соответствует морфологии той городской среды, которая охраняется в Замоскворечье. Самое большее беспокойство вызывает вид на этот комплекс со стороны Кадашевской набережной и Кремля, потому что это визитная карточка Москвы, которая с появлением нового здания абсолютно изменится.
К слову, многие архитекторы абсолютно согласны с тем, что нужды Третьяковской галереи на новые площади являются обоснованными. Музею нужны и здания под просветительскую деятельность, и новые реставрационные мастерские, и дополнительные метры под экспонирование картин из запасников. Вот только стоит ли концентрировать культурную деятельность в центре города, жертвуя для этого исторической застройкой и сложившейся веками городской средой? Специалисты считают, что при сегодняшнем уровне информационных технологий развитие музеев вполне может иметь сетевой характер, а филиалы культурного учреждения должны открываться на периферийных площадках. Об этом же, кстати, в диалоге с министром Владимиром Мединским упомянул и президент:
— Нужно организовывать филиалы таких музеев в региональных центрах Российской Федерации, чтобы не в запасниках лежали произведения искусства, не в подвалах, а чтобы люди смотрели, — сказал Владимир Путин.
Что касается проекта нового здания Третьяковки, то здесь архитекторы предлагают не торопиться и еще раз взвесить все «за» и «против».
— Нельзя искажать историческое пространство города, каждый подобный проект должен быть протестирован на «уместность» и одобрен специалистами по охране памятников и городской среды, — сказал председатель Совета по градостроительному развитию Москвы СМА, эксперт Марк Гурари. — Мы считаем, что все, что касается изменения центра Москвы, нуждается в одобрении архитектурной общественности.