Зачем вообще отправлять животных в путешествия? Прежде всего потому, что они — живые существа, которые размножаются, а значит, нужно следить, чтобы между ними не было родственных связей. Бывает, что в один год в зоопарке народилось слишком много потомства у одного вида, и всем им уже тесно жить в одном вольере. Тогда сотрудник передает куратору информацию: у нас, дескать, излишки поголовья, и хорошо бы их отправить в другой зоопарк. В Москве такое каждый год случается, например, с копытными: дагестанскими турами и винторогими козлами. Ежегодно их самки рожают детенышей, которых потом переправляют в другие места. А бывает и наоборот: захотели наши зоологи экспонировать какого-нибудь нового зверя, скажем, льва, и заявляют об этом в Европейскую ассоциацию аквариумов и зоопарков. Специалисты смотрят, в каком зоопарке есть пара, которую можно соединить с расчетом на получение потомства. Связываются с ними и, если препятствий нет, запускают процедуру переселения.
Пока четвероногие родители «ходят» на свидания, потом вынашивают и вскармливают детеныша, наши зоологи готовят для новенького вольер. С этим все строго: абы куда питомца отправить не разрешат, нужно, чтобы в новом месте к его приезду были готовы комфортные условия для проживания. Так как одна из функций зоопарка — экспонирование животных, которых не встретишь на улице, то зоологи заинтересованы в том, чтобы заполучить питомца, редкого для нашего региона.
Подготовка животного к отправке происходит так: после согласования с другим зоопарком заключается официальный договор. Как правило, зоопарки не покупают друг у друга питомцев, а оформляют обмен в виде пожертвования.
— Следом идет самый длительный этап — согласование ветеринарной стороны, — говорит начальник отдела логистики зоопарка Татьяна Котова. — Веттребования у разных стран могут кардинально отличаться, прививки, приемлемые для России, могут быть запрещены где-нибудь во Вьетнаме.
Кстати, самые жесткие требования — у Китая: там все очень бюрократизировано по ветеринарной части. После утверждения ветеринарного сертификата дело за малым — назначить дату отлета, забронировать рейс и готовить животное к переезду.
Из всех видов транспорта питомцы зоопарка предпочитают пользоваться самолетом. Причина — на поверхности: скорость и минимальный стресс при перевозке. Автомобильные перевозки осуществляются, если зверя переправляют по стране или если в город назначения воздушный транспорт не летает. Стоимость авиабилета зависит от веса путешественника и города назначения. К примеру, рейс в Германию 300-килограммовому медведю обходится примерно в 9000 долларов.
Животные небольшого размера, которые помещаются в клетку до 140 см длиной, совершают перелет в багажном отделении обычных пассажирских самолетов. Другие пассажиры и не догадываются о столь необычном соседстве. Даже если на глазах у людей по полю провезут закрытый контейнер с медвежонком, никто не узнает, что внутри сидит хищник. Клиентам покрупнее приходится пользоваться услугами грузовых крылатых машин. Один раз авиакомпания сделала исключение и позволила зоологам перевезти животное прямо в салоне. Речь шла о 8-месячной обезьянке, от которой отказалась мама и которую выкормили люди. Она должна была улететь в реабилитационный центр в Англии, но совершенно не перенесла бы нескольких часов в клетке среди чемоданов и сумок. Сопровождающий сотрудник перевозил малышку в слинге, и, как любой ребенок в этом возрасте, она была одета в подгузник.
— Для приматов существуют особые условия перевозки, — рассказывает Татьяна Александровна. — Многие авиакомпании отказываются перевозить их, а также змей и насекомых. Видимо, боятся, что у обезьян хватит интеллекта, чтобы открыть замки, а гады расползутся. Кстати, не все авиакомпании уполномочены перевозить животных, но тех, которым это разрешено, предостаточно. Поэтому сотрудники, отвечающие за перевозку животных, без труда могут найти подходящий рейс.
Авиакомпании прописывают правила, которых необходимо придерживаться при транспортировке зверя. В основном это касается клетки: она должна быть прочной и из надежных материалов, но в то же время пропускать воздух. Многим животным необходимо во время путешествия иметь доступ к воде, тогда клетки оборудуют специальными поилками, куда можно подлить воду снаружи, не открывая замок. Иногда питомцы находятся в транспортном вольере по двое или даже по трое. Это касается жирафов, которых можно перевозить только в молодом возрасте, и слонов. Их плотно ставят в клетку по три особи, чтобы они не смогли раскачаться и перевернуться.
Есть звери, которые требуют особой температуры при полете. Например, африканские животные, для них стандартная для багажного отсека температура +15 низковата. Но и тут есть выход: многие авиакомпании предоставляют для таких нежных пассажиров теплый трюм. А моржам, наоборот, нужна более прохладная обстановка. При их перевозке сотрудники заранее просили уменьшить температуры отделения, и экипаж пошел навстречу.
Самый сложный этап всего путешествия — растаможивание, оно может занять от 5 до 10 часов! В это время животные, как правило, находятся в специальной комнате, где с ними общается зоолог. Или не общается, а просто доливает им воду и контролирует самочувствие. Чтобы проблем не возникло, главное — правильно подготовить все документы и прикрепить их на видное место клетки. А то не ровен час развернут обратно. Что и случилось пару лет назад с малыми пандами. Таможенники не нашли документы и отправили панд обратно в Мадрид. Дело было в пятницу вечером, московские зоологи каким-то чудом разыскали личные телефоны испанских коллег и сообщили, что их питомцы летят обратно. Испанцы, к счастью, вошли в положение и помчались в аэропорт, где встретили панд, подбодрили их, переклеили документы на видное место, и снова отправили в Москву. Хорошо еще, что панды — животные спокойные и к затяжным полетам отнеслись философски. А так человек, отвечающий за перевозку животных, должен быть всегда начеку.
— В июле мы ждали из Чехии двух фосс (хищное млекопитающее, отдаленно напоминающее мелкую пуму), — вспоминает Татьяна Котова. — В 6 часов утра, когда они должны были приземлиться, раздается звонок: таможенники не могут найти разрешительные документы на ввоз, и если я не назову им номер, то через 15 минут фоссы улетят назад. Хорошо, что все обошлось, животных пустили в Москву, и они осваиваются в зоопарке.
К счастью, сотрудники таможни тоже люди и в большинстве случаев относятся с пониманием. Интересно то, что животные не входят в отдельную категорию, которую бы следовало растаможивать в первую очередь. Но все же льготы есть — братья наши меньшие относятся к понятию «скоропортящийся груз», куда помимо них входят продукты питания, растения, некоторые лекарства и др.
Что касается трансфера из аэропорта и наоборот, то никаких привилегий у питомцев зоопарка нет — ни сопровождения ГИБДД, ни выделенной полосы. Поэтому приходится сотрудникам выбирать удобные рейсы, когда можно без пробок добраться до зоопарка. В основном это выходные дни. Как только животное привезли в зоопарк, сотрудники сразу отзваниваются бывшим «хозяевам» и отчитываются о состоянии питомца. То же происходит и когда наши звери уезжают на новое место жительства. Ведь зоологи привязываются к своим подопечным и волнуются за них, как за родных.
Новоселы Московского зоопарка-2013:
— В середине августа прилетело хищное млекопитающее фосса. Это очень симпатичный зверь весом около 50 кг, он прилетел на самолете из Тулузы с пересадкой во Франкфурте. Это очень редкое животное, которое еще ни разу не экспонировалось в Москве. В ближайшее время для новенького будут подыскивать самку с целью разведения.
— В августе из Франции прилетят две самки красноухих ар, а в сентябре к ним присоединятся самцы.
— На днях зоопарк получил яванского лангура, эта очаровательная обезьянка приехала из Германии.
— В конце августа из Риги зоологи должны получить кинкажу, хищное млекопитающее семейства енотовых. В павильоне «Ночной мир» ее уже ожидает самец.
— Из Германии недавно приехала очень редкая кошка — ягуарунди, правда, она живет в зоопитомнике под Волоколамском.
— Из пермского зоосада в сентябре передадут турухтана — птицу из семейства бекасовых.
— Из Австралии наши зоологи получат первую партию очень красивых змей — ромбических гремучников.
— Самый долгожданный новосел — самка азиатского льва. Сейчас в активной стадии переговоры, зоологи согласовывают ветеринарные документы. Прилетит львица из Роттердама.
Этот материал был подготовлен при активном содействии сотрудника пресс-службы Московского зоопарка Натальи Ивановны Истратовой — известного зоолога, опытнейшего специалиста, отдавшего зоологическому саду десятилетия своей жизни, постоянного автора и друга «МК». К сожалению, накануне выхода публикации мы узнали, что Наталья Ивановна уволена, несмотря на публичные обещания администрации сохранить штат научных сотрудников. Остается только удивляться, что новое руководство зоопарка так легко и необдуманно расстается с опытнейшими кадрами.