Кажется, будто по небольшому выставочному пространству на четвертом этаже «Рабочего и колхозницы» одновременно прогуливаются московские красавицы разных эпох: вот дама в розовом платье с кринолином, явно заглянувшая к нам из конца XVIII века; вот две девушки в светлых платьях с завышенной талией эпохи ампир — такие были бы уместны на первом балу Наташи Ростовой; а вот настоящие русские боярыни в кокошниках... хотя нет, не настоящие: они всего лишь одеты в соответствии с модой на русский стиль, которая пришлась на начало ХХ века.
Яркие платья привлекают к себе внимание, но появились они здесь не просто так — каждое стоит на фоне здания, строительство которого было знаковым для эпохи и современников. Эти здания сохранились до наших дней и были бережно отреставрированы. Выставка организована столичным Департаментом культурного наследия.
«Москва — город, где, прогуливаясь по улицам, можно увидеть памятники архитектуры совершенно разных стилей: классицизм, барокко, модернизм, конструктивизм и многие другие. Выставка «Архитектура и мода» призвана показать это разнообразие, всю палитру столичных объектов культурного наследия и их уникальных архитектурных деталей», — отметил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Выставка включает восемь разделов, посвященных разным архитектурным стилям и их преломлению в моде: от зрелого классицизма до ар-деко. Для того чтобы проиллюстрировать разные стили, выбрано несколько зданий: например, в качестве яркого примера классицизма выбрали музей-усадьбу «Остафьево», для иллюстрации русского стиля — особняк Лопатиной на Большой Никитской и театр Корша. Неоклассицизм здесь представляют здание Киевского вокзала и кинотеатр «Колизей», для иллюстрации модерна (ар-нуво) выбрали построенный архитектором Кекушевым особняк Миндовского, а чтобы продемонстрировать архитектуру советского времени — хлебозавод имени В.П.Зотова, Северный речной вокзал и главное здание РГБ.
Выставка дает простор воображению: например, можно посмотреть на музей-усадьбу Тургенева на Остоженке, пофантазировать, какие наряды могли бы носить героини произведений великого писателя. Или оценить, как сочетается шедевр конструктивизма, Дом Наркомфина на Новинском бульваре, с костюмом нового человека 1920-х годов, необыкновенно короткими и лаконичными платьями.
Авторы экспозиции считают, что архитектура служит путеводной нитью для моды, а та в свою очередь вдохновляет архитекторов на новые идеи. Эти два направления были и остаются отражением любой эпохи. Как рассказала начальник управления популяризации объектов культурного наследия департамента Светлана Талалаева, нельзя забывать, что архитектура всегда вдохновляла и всегда влияла на разные сферы культуры и искусства.
«Связка «архитектура и мода» была, возможно, для кого-то неочевидна. Наверное, одна из основных задач выставки — чтобы люди по-новому взглянули на элементы архитектуры, как-то их переосмыслили, вдохновились на новое творчество. Хочу отметить, что Департамент культурного наследия всегда очень много работает с молодежью. И к этому проекту мы привлекли студентов, потому что студенты — это наше все, это наше будущее, это свежий креативный взгляд. И здесь, на выставке, представлены работы студентов из Московского государственного института культуры. Они создавали работы, вдохновляясь объектами культурного наследия нашего замечательного города. И работы студентов РАНХиГС. Они в своих работах использовали новые технологии и применяли искусственный интеллект», — отметила Талалаева.
В свою очередь, заместитель генерального директора выставки Елена Жук подчеркнула, что павильон «Рабочий и колхозница» выбран для такой экспозиции не просто так. Ведь Вера Мухина, автор скульптуры, была близкой подругой известного советского модельера Надежды Ламановой.
«Думаю, что этот факт несет какой-то дополнительный смысл. И, конечно, я рада, что этот выставочный проект проходит совместно с большим юбилейным выставочным проектом, приуроченным к 85-летию ВДНХ», — отметила Елена Жук.