Настоящий бич домовых сообществ — борьба адекватных жильцов с неадекватными. Почти в каждой общедомовой «бочке меда» появляются свои ложки дегтя: скандалисты, пытающиеся со всеми ссориться, или же соседи с «тараканами в голове», мешающие своими странными публикациями конструктивному общению всех остальных жильцов.
«Мое мнение — чат полезен, если в нем решают проблемы дома, а не сливают негатив и личные проблемы, — рассказала «МК» администратор столичного сообщества. — В случае, если чат помойка, то я создаю информационный канал без комментариев, а общение продолжается уже в личном порядке».
Именно так закончилось дело в онлайн-тусовке одного из старейших домов Москвы — 1929 года постройки, на 130 квартир (где все друг друга знают). Их домовой чат существует уже семь лет. Создала его главная по дому. «Дом у нас старый и проблем хватает; мы много чего обсуждаем в нашем чате, от «закладчиков» или пьяных во дворе, до количества шлагбаумов, которые нужно поставить, чтобы не парковались чужие машины», — рассказывает жительница района Лефортово Альбина.
И все бы хорошо, но два года назад завелись в их сообществе свои «вредители». Была, например, женщина под ником Ежевика, которая любила выкладывать разные «вирусные» сообщения и ролики. Другой сосед, любитель поддать, постоянно задевал всех, писал явно нездоровые комментарии. «Удалить их из чата было нельзя, это незаконно, — продолжает Альбина. — В итоге основной чат пришлось закрыть для комментариев. Но в каких-то случаях администратор их открывает. А если надо что-то выяснить по тому или иному объявлению, мы связываемся в личке между собой или с администратором. Поскольку наш дом старый, главная тема для обсуждения в последние годы — капремонт».
Другая москвичка, Светлана, в свою очередь, рассказала «МК», что чат их дома, скорее всего, один из старейших: ему 12 лет, создан с момента постройки дома. Постепенно он разросся на много групп, — это и «барахолка», и спортивные интересы, и общение мам с маленькими детьми. Сам чат огромен, так как в доме более тысячи квартир. Со временем у каждого подъезда появилась своя подгруппа в WhatsApp.
Светлана поведала нам о том, какие забавные или необычные вещи выкладывались в разное время в сообществе. Например, пару лет назад в их районе была сильная гроза с ливнем, все затопило, и из ближайшего к дому пруда на асфальт вымыло… сомов. И жильцы публиковали фото этих огромных рыбин.
Иногда появляются предупреждающие фото — если, к примеру, чей-то ребенок полез в небезопасное место на детской площадке. Или кто-то сфотографировал кондиционер на 17-м этаже, который повис на одной опоре, и была опасность, что он отвалится. «А однажды было предупреждение, чтобы мы с детьми не шли по обычной дороге к школе, потому что там человек упал с высоты и разбился… И чтобы не травмировать психику детей, все пошли другим путем, — рассказала москвичка. — Или мы смотрим фото потерявшихся собачек, и я, когда гуляю со своими, оглядываюсь по сторонам – не видно ли тех, которые на фото. Все это полезная информация… С недавних пор мы обсуждаем в чате, как сменить нашу УК, которая нас не устраивает.
Но в последнее время стало очень утомительно пробиваться сквозь болтовню, потому что там тысячи сообщений… Если полезная инфа тонет в каких-то словах, зачем я буду на это тратить свое время? Мне достаточно того, что важная информация дублируется в группе нашего подъезда, а в общий я перестала заходить».
Сами по себе домовые чаты — штука полезная, подтверждают и эксперты по ЖКХ. В нем можно оперативно предупредить жильцов о какой-то аварийной ситуации, о внештатных отключениях, либо забытых или оставленных во дворе или на детских площадках вещах. А если в сообществе состоит еще и управляющая компания, что очень часто практикуется, то все жалобы жильцов, излагаемые в чате, обязательно должны быть продуктивно рассмотрены.
Оскорбил – заплати!
Порой словесная перепалка в чате накаляется до такой степени, что приводит к мордобою уже офлайн. Так, в январе, в Москве спор соседей в общедомовом чате привел к драке, в результате которой один из спорщиков попал в реанимацию с травмами и переломами, а напавший на него был задержан полицией. Предметом спора стала стоимость обслуживания дворового шлагбаума. В результате конфликтующие стороны решили встретиться и договорить вживую, но в итоге один из них избил другого металлической палкой.
И все же физическая расправа над оппонентом из чата скорее редкость. Гораздо чаще словесные баталии остаются в плоскости мессенджера. Но теперь угрозы и оскорбления могут не сойти просто так с рук. В июне 2024 года случился первый прецедент в истории домовых чатов, который должен стать грозным предупреждением для особо буйных участников. Первый кассационный суд вынес решение о штрафе за «распространение в общем чате многоквартирного дома сведений, порочащих честь и достоинство других жильцов в оскорбительной форме» (Нижегородская область).
Суть дела: один из жителей в матерной форме обвинил семейную пару, сотрудников ТСН в нецелевом расходовании денежных средств товарищества на свои личные нужды. Те обратились в суд и выиграли все три инстанции. Сосед-матерщинник должен теперь выплатить паре моральную компенсацию 50 000 рублей и опровергнуть свои слова на камеру в том же домовом чате. И это человека еще пожалели и наказали только за брань, а за клевету не стали, хотя и, как сообщается, доказательств растраты им представлено не было.
Всем участникам домовых сообществ следует запомнить, что административная ответственность и штрафы предусмотрены: за оскорбления, нецензурную брань (от 1000 до 3000 рублей), публикацию в чате чужих персональных данных (от 2000 до 6000 рублей). А за ряд действий можно получить и реальный срок: за распространение ложных сведений, порочащих честь и достоинство (клевету), может грозить до 3 лет лишения свободы, разжигание межнациональной розни — до 6 лет, угрозы в адрес соседей — до 2 лет.
Эксперт по ЖКХ Дмитрий Бондарь рекомендует участникам общедомовых чатов помнить о том, что площадка считается публичным пространством, а скриншот переписки может быть использован как доказательство в суде. Администраторам чатов он посоветовал разработать правила общения для пользователей чата и объяснить, какие последствия могут грозить нарушителям.
Чужие здесь не ходят?
Оскорбления и конфликты — еще не все зло таких площадок. Можно нарваться на мошенников и остаться в итоге и без выполненных работ, и без денег. Все чаще стали вскрываться такие факты, когда чужие приникают в чаты и под видом соседа предлагают «услуги» по ремонту квартиры, уборке и так далее. Аферисты пытаются продать несуществующие парковочные места, «излишки стройматериалов» или предлагают перевести средства якобы на лечение больных детей, бездомных животных и т.д. И цель у них одна — выманить у вас предоплату. Получив «аванс», мошенник перестает выходить на связь. Поэтому не надо никаких предоплат и сомнительных «сделок».
Есть довольно простой способ исключить появление аферистов в сообществе.
— Все домовые чаты можно разделить по двум параметрам, — рассказал «МК» эксперт по ЖКХ Павел Степура. — Первый показатель - анонимные или персонализированные в нем участники, второй - насколько жестко происходит администрирование в таких чатах. Соответственно, чем слабее администрирование и чем более анонимное присутствие в сообществе, — заходи, кто хочет, — тем более уязвим такой чат для мошенников всех мастей.
В чатах должна быть персонализация. Я, например, состою в одном из общедомовых чатов, в который можно попасть, только если прислать админу выписку из ЕГРН, что являешься собственником квартиры. Только тогда тебя присоединяют к чату.
Четкая персонализация плюс жесткое администрирование могут дать уверенность, что аферисты не смогут действовать в данном сообществе. Например, администратор резко пресекает все, что может хотя бы отдаленно походить на обман, мошенничество. Если же ситуация противоположная, и к чату по открытой ссылке может присоединиться, кто угодно, то проверить, собственник это жилья (либо съемщик) или чужой, невозможно.
«Я создал чат полтора года назад для оперативного решения вопросов, когда у нас появились проблемы с потреблением теплоэнергии, — поделился с нами своим опытом администратор такого чата Зуфар из Казани. — После установки общедомового счетчика нам стали приходить счета в 2,5 раза больше. Все это мы обсуждали в чате. В итоге нам удалось принудить УК устранить недостатки в доме, которые вели к увеличению потребления теплоэнергии. Что касается мата и ругани, то однажды две соседки начали было выяснять отношения по поводу неправильно оставленной машины. Удалил этот диалог и предложил им перейти в «личку» или на лестничную площадку. Чем закончилось не знаю, но больше таких попыток в чате не было. Остальные разногласия после этого решались цивилизованно.
Посторонние не могут попасть в чат. Всех добавлял лично. Для проведения собрания УК предоставила списки с необходимой информацией. Поэтому мошенничества у нас тоже нет».