Электросамокатчик мегаполисный обыкновенный — субъект примерно такой же опасный в городе, как бездомная собака. Спору нет — и тот, и другая часто проходят мимо, не нанося вреда. Но, во-первых, так бывает не всегда: и собака нет-нет, да и бросится на прохожего, а там уж «вплоть до летального исхода». И самокатчик порой зазевается и собьет.
А во-вторых, когда наездники такой техники и собаки ходят стаями, от них становится почти невозможно увернуться. Так что, видя впереди или чувствуя за спиной бездомную псину или электросамокат — поневоле вспотеешь от страха. Средство индивидуальной мобильности (СИМ) — так электросамокаты, моноколеса и другая подобная техника называются в документах — пугает и раздражает остальных участников дорожного движения по вполне объективным психофизиологическим причинам.
Едет этот агрегат значительно быстрее пешехода и даже среднего велосипедиста — а весит чуть больше последнего и в полтора раза больше первого. Значит, «поражающий фактор» у СИМ во много раз больше, чем у пешехода. Это если электросамокаты принудительно не замедлять до пешеходной скорости — но повсеместно такое замедление не реализуют даже прокатные конторы, ведь в таком случае мало кто будет арендовать такие самокаты.
Помимо энергии, самокаты обоснованно пугают пешеходов своей маневренностью. Автомобили и мотоциклы, превосходящие СИМ и энергией, и тяговооруженностью, на пешеходной зоне как слон в посудной лавке — поэтому даже в отсутствие камер крупная техника быстро по тротуару не ездит. А вот у электросамоката вполне хватает юркости «рассекать» в толпе пешеходов — и если что-то идет не так, до беды недалеко.
Наконец, водители авто- и мототехники элекросамокатам на проезжей части тоже — заранее — не рады. По весьма простой причине: не дай бог ДТП - «сидеть за него, как за нормального». То, что самокатчик поскользнулся, или упал, или неудачно сманеврировал прямо под колеса — придется доказывать судье, а судья будет оперировать печально знаменитой статьей 9.10 ПДД: водитель обязан выдерживать безопасную дистанцию.
Итак, электросамокатам в их нынешнем виде объективно не место ни на тротуаре, ни на проезжей части. На велодорожках — наверное; проблема лишь в том, что велодорожка в Москве явление не повсеместное. Да и там, где есть, они подразумевают движение «в одну нитку», гуськом. Велосипедисты, особенно шоссейники, к такому привычны, а вот наездникам электросамокатов придется переучиваться.
В «педагогику» упирается здесь буквально все. И на тротуарах можно допустить движение на СИМ (с пешеходной скоростью). И на проезжей части технически могут ехать электросамокаты (на правах велосипедов, с доскональным соблюдением ПДД). О велодорожках — уже сказано. Но кто и как возьмется «учить» и «воспитывать» десятки тысяч наездников? Ведь московский парк одного лишь крупного оператора кикшеринга в этом году достиг 20 тысяч самокатов.
Предыдущий подобный случай - «дикие» скутеры с моторчиками рабочим объемом до 50 «кубиков» - пришелся на начало 2010-х годов; тогда справились инспекторы ДПС, которых на городских улицах было гораздо больше. Именно патрульные отлавливали не имеющие госномеров скутеры, которыми стало нельзя управлять без «прав», и отечески вразумляли их владельцев.
В результате почти все «пятидесятикубовые» с улиц Москвы уехали — чаще всего в сельскую местность, где таких проверок не было. А оставшиеся стали ездить цивилизованно и «в белую». Можно было бы повторить это и с самокатами — благо, еще год назад регламентировали правовые аспекты пользования СИМ. Вот только сравнимого количества патрулей ДПС у нас сейчас нет и, кажется, не предвидится.
Зато есть тысячи камер видеофиксации нарушений — применительно к автомобилям они, конечно, с успехом заменили гаишников в роли поставщиков бюджетного дохода и вообще карающего меча правосудия. Но в том-то и дело, что для самокатов с этими камерами есть проблема. Идентифицировать СИМ вне дорог (на тротуаре) камеры технически не могут даже с номерными знаками — которыми в этом сезоне снабдили свои агрегаты операторы кикшеринга.
А если номера нет — как на частных самокатах — то и однозначной идентификации нет. При этом взять и «повесить» номера на все самокаты не получится: у них нет ПТС как государственного документа строгого учета. Похоже, именно с этим связано то, что государство до сих пор не придумало: как навести порядок с СИМ при помощи камер.
С живыми людьми было бы сподручнее. Но наращивать штат живых инспекторов — кажется, команды не было пока, есть задачи поактуальнее. Так что пугают пешеходов и водителей самокатчики — и будут пугать, видимо, еще как минимум сезон. Ходите опасно, дорогие москвичи, — делать «как в Париже», убирая кикшеринг, не будут. Значит, наша безопасность только в наших руках.