МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Стали известны тайны главного особняка российской науки: артефакты президиума РАН

Лестница без опор, люстра Демидова и другие особенности здания

Тайны одного из самых интересных мест Москвы — Александринского дворца — раскрыли для читателей «МК» в Российской академии наук. Президиум РАН размещается здесь, на Ленинском проспекте, 14, с 1934 года, после переезда в Москву из Санкт-Петербурга. Факт передачи царской резиденции в управление академии демонстрировал большое ее значение для страны. Позже здесь родились космический, атомный проекты, проект строительства атомного флота и многие другие. Но мы окунемся сегодня в более старые времена, которые предшествовали «академическому» периоду дворца и имения под названием «Нескучное».

Внешний вид Александринского дворца. Фото: ru.wikipedia.org

Несмотря на уникальность места, известного более 270 лет, территория дворца по-прежнему доступна для посетителей. Только внутрь здания можно попасть по специальным пропускам или аккредитациям. Мне повезло: удалось пройти внутрь, да еще с консультантом отдела по взаимодействию со структурными подразделениями РАН Научно-организационного управления РАН Галиной Ивановной СЕМЫКИНОЙ.

Нескучный Демидов

Участок, на котором в 1754 году заложил основу для дворца внук знаменитого сподвижника Петра I Прокофий Акинфеевич Демидов, находился на стыке двух поместий. Одно принадлежало государственному деятелю Никите Юрьевичу Трубецкому. Другое — княгине Наталье Петровне Голицыной, которая, между прочим, явилась прообразом героини пушкинской «Пиковой дамы». Историки писали, что была она весьма хозяйственной, бережливой и не уступила Демидову ни пяди своего знаменитого Голицынского сада.

— Прокофий Демидов со временем превзошел свою строптивую соседку по части садоводства, создав вокруг дворца настоящий тропический оазис, — рассказывает Галина Семыкина. — По мнению современников, он отличался чудаковатым характером — в том смысле, что его совершенно не интересовало предпринимательство. Всеми насущными делами, начиная от возведения каменных палат, занималась его супруга Матрена Антиповна. Сам же Демидов был в полном смысле слова ботаником, которого интересовали только растения и садоводство; к нему частенько заезжал в гости известный петербургский академик-естествоиспытатель Петр Симон Паллас. Даже свой парадный портрет Прокофий Демидов заказал с изображением садовой лейки на переднем плане.

Галина Ивановна раскрывает первую тайну дворца: оказывается, та сторона здания, где сегодня мы любуемся красивым фасадом с главной входной лестницей, изначально смотрела... во двор (это позже, при одном из последующих хозяев, его «развернули» в сторону нынешнего Ленинского проспекта).

— Парадный подъезд находился с противоположной стороны, — поясняет Галина Семыкина. — От него начинался спуск к Москве-реке, и тут хозяин нового имения возвел оранжереи в ботаническом саду террасного плана, где выращивались ананасы, пальмы и прочие невиданные в те времена в России тропические растения. По слухам, некоторые из них сохранились, будучи перевезенными в университетский ботанический сад. Ботанический сад Демидова в виде амфитеатра спускался вниз к Москве-реке, где, кроме того, при романтическом хозяине было возведено здание Летнего (или Воздушного) театра на открытом воздухе.

Интересуюсь у консультанта историей названия имения, владельцем которого стал Прокофий Демидов. По ее словам, история наименования «Нескучное» имеет несколько версий. По одной, так называлось владение, выкупленное у Трубецких, по другой — закрепилось благодаря страстному увлечению садоводством первого хозяина дворца.

— Как я уже упоминала, он был заядлым садовником, — говорит Галина Ивановна. — Для сада идеальной площадкой была территория, которую мы сегодня видим на подступах к зданию президиума. Там был создан партер, за основу которого был взят партер Версальского дворца. Прокофий Акинфеевич выращивал там самые необычные для того времени цветы и очень ими дорожил. А для того чтобы сберечь свою коллекцию (имение не было огорожено забором от прохожих), он придумал своеобразный способ охраны. Он обряжал своих слуг-мужиков в белые одежды, имитирующие римские скульптуры, и расставлял их вокруг большой клумбы. Мужики, изображающие античных богов, не имели права пошевелиться в течение нескольких часов. Зато, когда кто-то посягал на коллекцию, со стороны кого-нибудь из них раздавался громкий окрик. Окружающие не раз наблюдали, как люди, напуганные «ожившими богами», падали в обморок, — это всех веселило. Отсюда и возникло название — имение «Нескучное», а от него и более позднее — Нескучный сад.

Лестница наверх без опор

Напомним, что строительством самого здания руководила супруга Прокофия Демидова. За основу в первичном оформлении дома был принят стиль барокко.

Проходим в фойе здания на первом этаже. И тут Галина Ивановна раскрывает еще одну «дворцовую тайну»:

— В те времена мы бы с вами находились не на первом, а на втором этаже: в то время строительство велось с углублением первого этажа — для сохранения тепла, и потом, нельзя отметать влияние дополнительного антропогенного наслоения.

И правда: я обращаю внимание, как низко, всего лишь на несколько сантиметров выше уровня земли, расположены полы кабинетов некоторых вице-президентов.

Имение после кончины Демидова было продано. Одним из следующих владельцев этого не совсем в те времена презентабельного дома, выкрашенного в зеленый цвет, стал Федор Орлов (старший брат знаменитого Григория Орлова — фаворита Екатерины II). В связи с отсутствием наследников после смерти Федора имение перешло его племяннице, маленькой дочери военного и государственного деятеля Алексея Орлова-Чесменского. Поэтому по сути он и стал владельцем дворца, достроил его, преобразовал, придал особую величественность.

Чугунная лестница, возведенная Орловым Чесменским перед балом в честь коронации Николая I. Фото: Наталья Веденеева

Мне всегда хотелось узнать, при ком была построена удивительная, ажурного вида лестница, которая ведет на второй этаж. Оказывается, она появилась здесь перед балом, который Анна Орлова дала в честь интронизации Николая I.

— Лестница эта построена была по проекту архитектора Бове. Несмотря на ажурность, которую вы заметили, она была отлита из чугуна на одном из заводов Демидовых, — поясняет Галина Семыкина. — Удивительно, что у этого имеющего наименование «висячее» сооружения нет ни одной опоры снизу! Зато на одном из пролетов чудо-лестницы нас встречает огромное зеркало, которое было куплено при Демидове…

Поднимаясь на второй этаж, замечаешь, что реконструкция дворца основывалась на планировке, свойственной дворцам, построенным в XVII–XIX веках, наиболее известные из которых — Екатерининский и Зимний. И анфилада комнат здесь такая, что если входили в один кабинет от лестницы или центрального зала, то, пройдя множество других смежных и примыкающих кабинетов, обязательно выходили к двери напротив.

Чугунная лестница и зеркало. Фото: Наталья Веденеева

Люстра Демидова освещает парадную лестницу здания Президиума РАН

Но вернемся к лестнице, освещенной оригинальной люстрой. Это единственная люстра, по которой имеются документальные подтверждения о ее подлинности, основывающиеся на материалах оценочной комиссии при подготовке к продаже в 1832 году, а также проведенных в более позднее время инструментальных исследованиях. Она висит в здании дворца с XVIII века, то есть со времен его основателя Прокофия Демидова. Другие люстры, канделябры и светильники, освещающие сейчас залы и кабинеты Президиума РАН, возможно, тоже относятся к тому же времени, но это не доказано.

Парадная лестница привела нас к Большому парадному залу дворца, где в 1826 году состоялся знаменитый бал в честь восшествия на престол Николая I. К Орловым тогда съехалось 1200 гостей, а для освещения залов было закуплено 7 тысяч свечей. С 1934 года в течение многих лет здесь же проводились заседания Президиума академии.

Галина Ивановна обращает мое внимание на оформление зала:

— Обратите внимание на коринфские спаренные колонны, на два балкона, один из которых предназначался для хоров…

Среди прочего мы любуемся с ней удивительной росписью потолка. Ощущение такое, что это лепнина. Но нет: эффект объемности передает только рисунок. Оказывается, технологию 3D-изображения мастера знали еще тогда! Впрочем, красоту потолка омрачают ржавые потеки в его углах — следы от протечек кровли. Здание Президиума РАН на Ленинском, 14, в ближайшие годы ждет реставрация.

Орлов-Чесменский внес изменения не только в архитектуру и убранство дворца: им же был выстроен неподалеку манеж для выездки лошадей. Кстати, орловская порода этих прекрасных животных называется так именно в память о нем — знаменитом заводчике.

В манеже было всегда шумно, собиралась знатная публика, которая после продолжала веселиться в доме, — и это третья история, которая может быть, по словам Семыкиной, связана с названием имения.

После ухода из жизни графа Орлова-Чесменского его дочь вскоре забросила дом, уйдя в монастырь. Здание же в 1832 году было приобретено в собственность Департаментом управления императорской администрации за полтора миллиона рублей — Николай I преподнес его в дар супруге Александре Федоровне. Поскольку в девичестве она звалась на немецкий манер Александриной, дворец получил название Александринский.

Люстра над лестницей, оставшаяся со времен Демидова. Фото: Наталья Веденеева

Кабинет президента академии — бывшие покои императора

Заходим в расположенную на втором этаже бывшую императорскую гостиную, в последующем — приемную президентов Академии наук. Справа от нее раньше размещались покои российских императоров. Слева, где сейчас находятся кабинеты вице-президентов, находились покои императриц.

Приемная президента РАН, раньше здесь находились покои императора Николая I. Фото: Наталья Веденеева

В приемной стоит подлинная мебель: слева — в стиле ампир, справа — роскошный шкаф и стол из карельской березы в стиле новой русской классики.

Как человек весьма образованный, Алексей Орлов-Чесменский имел в доме бюсты выдающихся ученых и политических деятелей того времени. Они украшают убранство дворца и теперь.

— Трудно сказать, чьи скульптуры стояли при Орлове-Чесменском, информации об этом не сохранилось, — говорит моя собеседница. — В более позднее время здесь появились бюсты Михаила Ломоносова, математиков Леонарда Эйлера, Пафнутия Чебышева и других.

Один из залов дворца по-прежнему украшен бюстами великих ученых. Фото: Наталья Веденеева

До конца XIX — начала XX века в Александринском дворце жили как в летней резиденции почти все члены императорской семьи; все они здесь останавливались при проведении коронации — и Александр II, и Александр III, и Николай II.

«Цесаревичи здесь останавливались все на отдых, — говорит Семыкина. — Это была летняя резиденция».

Определенный период существования дворца связан с вице-губернатором Москвы Сергеем Александровичем Романовым, который жил здесь со своей супругой Елизаветой Федоровной — родной сестрой Александры Федоровны. По некоторым архивным данным, в этих помещениях обустраивались парадные покои Екатерины II еще в бытность Орлова-Чесменского, который мечтал о посещении ею дворца в Нескучном саду. Однако Екатерина II, заезжая в имение с целью восстановления после опалы графа на государственной службе, не остановилась здесь на ночлег.

«Кеннеди интересовало здесь все»

— Зато, по слухам, здесь ночевал сам Наполеон в 1812 году, когда вошел без боя в Москву. Этому есть какие-то подтверждения? — спрашиваю я Галину Ивановну.

— Этот факт не имеет никаких документальных свидетельств, — говорит консультант РАН. — Известно лишь, что здание дворца стало одним из немногих в Москве, которое не было сожжено. Почему? Есть обоснование, что это была резиденция временно поверенного Франции в делах России графа Жака де Лористона. Не исключено, что Наполеон воспользовался его гостеприимством, но мы пока ни подтвердить, ни опровергнуть этого не можем. Зато можно сказать точно, кто побывал здесь в советское время.

При СССР, по словам Галины Семыкиной, Александринский дворец был включен в протокольные мероприятия для посещения высокопоставленных зарубежных гостей после их встречи с руководителем страны. К примеру, тут были главы государств, выдающиеся деятели науки: нобелевский лауреат, радиобиолог Ирен Жолио-Кюри, премьер-министр Франции Жак Ширак, шведский король Карл Густав XVI…

Сенатор США Эдвард Кеннеди (брат Джона Кеннеди), оказавшийся в Александринском дворце, интересовался здесь всем — от цокольного этажа до световых фонарей на крыше.

Кроме политиков (Кеннеди, Маргарет Тэтчер) был здесь, по словам моей собеседницы, выдающийся предприниматель Арманд Хаммер. Он был уже в преклонном возрасте и очень тяжело понимался по ступеням лестниц дворца. Даже предложил, уезжая, вложить деньги, чтобы установить здесь лифт… Но ему, конечно, объяснили, что никаких лифтов в памятнике архитектуры размещать нельзя.

Украшение кресел в приемной президента РАН. Фото: Наталья Веденеева

Именно в Парадном зале Александринского дворца были впервые представлены миру первые собаки, побывавшие в космосе, — Белка и Стрелка; здесь был в гостях первый человек, ступивший на Луну, — Нил Армстронг.

Старый фонтан, окутанный тайной. Фото: Наталья Веденеева

В РАН вернули символы плодородия

Кажется, во дворце, где сейчас располагается руководство РАН, не счесть всевозможных тайн… Вот, к примеру, многие знают его знаменитый фонтан, который был перенесен с Лубянской площади, когда там понадобилось освободить место для памятника Дзержинскому. Фонтан, установленный здесь в 1936 году, очень хорошо вписался в дворцовый ансамбль. Кстати, четыре скульптуры, на которых держится главная чаша фонтана, олицетворяют четыре русских реки: Волгу, Неву, Днепр и Дон.

Но мало кто знает, что возле дворца есть еще один фонтан. Он расположен с обратной стороны (где был когда-то парадный подъезд) еще со времен Демидова. Ходили слухи, что он прикрывал тайный подземный ход, но доказательств тому нет. Есть еще предания о том, что в 1830 году поэт Александр Пушкин приезжал сюда с Натальей Николаевной в период их помолвки, они посещали Летний театр. Но никаких свидетельств того, что Пушкин бывал в самом дворце, нет. Вряд ли императорская семья сочла бы тогда необходимым приглашать к себе опального поэта.

Теперь перейдем к знаменитым дворцовым скульптурам. Откуда, к примеру, взялись здесь собаки, «охраняющие» вход в Президиум РАН? Почему собаки, а не более распространенные «стражи» — львы? Да потому что жена Николая I очень любила таких песиков. Поэтому традиционный для классицизма лев уступил место мастифам. Изначально они были отлиты в металле, но со временем заменены на мраморные.

В 2023 году были завершены работы по восстановлению наклонившихся со временем колонн въездного ансамбля в Александринский дворец. Он появился после перехода имения в императорские владения. Въезд в парк был оформлен пилонами — невысокими колоннами с аллегорическими скульптурами. С левой стороны скульптурная композиция олицетворяла созерцание, образование и науку — на ней были изображены мужчина с жертвенником и женщина; с правой — красовались образы плодородия: бог Дионис с рогом изобилия, его спутница, лесная нимфа Дриада, и ребенок.

Предположительно в 80–90 годы правая скульптура (с Дионисом и Дриадой) была утрачена. На их месте вплоть до последнего времени находилась копия расположенных слева мужчины и женщины — символов образования. Теперь въездным воротам вернули первоначальный облик. Восстановленные по старым фотоснимкам Дионис, Дриада и ребенок снова отлиты в бронзе и водружены на правый пилон. Хотелось бы верить, что такое знаковое событие говорит о возрождении былого величия российской науки. 

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах