МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Появилась карта самых неудобных жилых домов Москвы

В булочную на такси

Сделана очередная попытка ответа на вопрос, кому в Москве жить хорошо. По мнению некоторых исследователей городского пространства, хорошо в столице жить тем, у кого от дома до ближайшего продуктового магазина не более 500 метров. Вообще-то разумно: если магазин далеко — значит, и полные пакеты тащить тяжело, и за хлебом в тапочках не сбегаешь. Правда, может быть, нынче, с развитыми службами доставки, это уже не так актуально?

Фото: Кирилл Искольдский

Магазин магазину рознь, и сопряженное с ним (не)удобство — тоже. По мнению авторов исследования, опубликованного в ноябре 2023 года, магазином считаются только сетевые супермаркеты. Маленькие гастрономы авторы исследования как будто в расчет не берут, хотя, похоже, дело в другом: мелкие точки типа «Продукты 24» попросту не отображаются в навигаторах.

Корреспонденты «МК» внимательно изучили участок карты, на котором изображена территория около нашей редакции на улице 1905 года. Через квартал от нас — сетевой супермаркет, соответственно, все дома в радиусе 500 метров признаны «хорошими». Вот и замечательно. Однако есть на карте Москвы огромные белые пятна — например, участок на углу Волгоградского проспекта и Люблинской улицы на юго-востоке Москвы не отмечен ни одним «магазинным» значком.

Такая же ситуация на участке Варшавского шоссе близ Симферопольского проезда. Об этом, кстати, говорят даже местные жители. «Мы хотели покупать квартиру в Симферопольском проезде. Даже понравилась. Удержало чудо: когда мы выходили из подъезда, у риелтора зазвонил телефон и он ответил что-то в духе: «Купить еды? Не знаю, я вообще не уверен, что здесь есть магазины!». Мы переглянулись и решили изучить вопрос, в итоге от покупки отказались», — делится впечатлениями один из читателей «МК».

Такие же «стерильные зоны» есть в Очаково-Матвеевском и Крылатском. Обычно такое бывает в промзонах или спальных микрорайонах советского времени, где необходимый даже для небольшого продмага поток посетителей имеется только на перекрестках, и особенно у метро. Но никак не в глубине жилого квартала.

Фото: Иван Скрипалев

Правда, есть актуальный современный вопрос: повлияла ли пандемия (и, как следствие, стремительное развитие индустрии доставок всего и вся) на восприятие людьми близости продуктовых магазинов. Десять лет назад такого вопроса просто-напросто не существовало: еду покупали в магазинах, ну иногда на рынках. Вариантов было всего два: либо ты идешь пешком (и тащишь покупки), либо едешь на машине. И, соответственно, чем дальше до магазина, тем тяжелее тащить. Сейчас же вроде бы раздолье, и многим, особенно молодежи, продмаги, кажется, и не нужны.

— Несмотря на развитие сервисов доставки, значимость точек продуктового ретейла продолжает сохраняться, — отмечает социолог Павел Степанцов, сооснователь исследовательского агентства Synopsis Group. — С одной стороны, далеко не все москвичи пользуются доставкой; об этом, в частности, говорит то, что доля онлайн-продаж в продуктовом ретейле для Москвы в 2022 году составляла всего 5% от общего оборота. С другой стороны, даже те жители города, кто активно пользуется доставкой, чаще всего комбинируют ее с походами в магазин «у дома», в котором можно быстро купить что-то необходимое (например, хлеб, масло и т.д.).

Кроме того, по словам социолога, некоторые группы москвичей — преимущественно пожилые — вовсе не пользуются активно Интернетом и онлайн-сервисами. Отсутствие магазинов рядом с домом делает эту группу особо уязвимой — они не могут заменить традиционный поход в магазин заказом онлайн, да и уровень мобильности у них значительно ниже, чем в более молодых возрастных группах.

Традиционные «офлайновые» магазины незаменимы в различных более или менее нестандартных ситуациях. Например, без них сложнее выкрутиться, если ты внезапно обнаружил нехватку чего-нибудь. Это ведь классика: затеять печь блины, начать готовить тесто, нагреть сковородку и… обнаружить, что закончилась мука.

А уж если мы отвлечемся от сетевого ретейла… о, сколько полезных функций имеют магазинчики формата «Продукты 24»! От «зоны безопасности», если ты идешь ночью от закрывающегося метро и хочешь переждать показавшуюся вдали пьяную компанию, до возможности купить целый список товаров даже ночью, когда формально нельзя. Так что нет уж, магазины шаговой доступности вещь пока еще полезная!

Правда, есть нюанс: в советских кварталах и старом фонде это почти наверняка магазин на первом этаже какого-нибудь жилого дома. И здесь горожанам приходится делать сложный выбор, потому что соседство с магазином — это не только возможность сбегать за хлебом в домашних тапочках, но также шум, мусор и неприятные запахи снизу, а иногда еще и тараканы. Многие урбанисты шутят: с точки зрения любого нормального москвича, идеальный магазин — это магазин на первом этаже соседнего дома, не своего.

Однако в большинстве современных домов (тех, которые строили уже в XXI веке) первый этаж заранее спланирован нежилым, и там размещается какой-нибудь сетевой супермаркет. Отдельно стоящие магазины скорее редкость сегодня. Ну а если магазин на первом этаже вызывает раздражение (не просто так, конечно!), жителям следует обращаться в Роспотребнадзор. Специалисты обязательно все проверят.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах