В начале сентября совершеннолетние москвичи получили смс-оповещения с уникальным номером участника «Миллиона призов». Эти коды пригодятся тем, кто будет голосовать не классическим путем, при помощи избирательной урны по месту жительства, а через процедуру ДЭГ, а для тех, кто хотел бы проголосовать именно на избирательном участке, но не по месту постоянной регистрации, терминалы для дистанционного электронного голосования установлены и на участках.
Официальное название этого тура «Миллиона призов» — #ВыбираемВместе2023. На соответствующем разделе городского портала mos.ru есть вся официальная информация об акции: время ее проведения, партнеры, условия, ответы на часто задаваемые вопросы.
Как и в прошлые годы, призовой фонд состоит из сертификатов на определенное количество призовых баллов — условных рублей (в этом году номиналы — 1, 3 и 5 тысяч). Таких сертификатов выпущено 2,3 миллиона, а разыграны они будут в три тура — 9, 10 и 11 сентября. Напомним, сами выборы пройдут днем ранее — с 8 по 10 сентября, а задержка в один день необходима для загрузки в систему розыгрыша всех активированных избирателями кодов.
После розыгрыша победители получат новое смс-оповещение — на сей раз о выигрыше. Призовые баллы можно будет активировать по уникальному коду участника до 25 сентября этого года (потратить выигрыш — до 14 декабря). Особенность «Миллиона призов», проводимого уже в восьмой раз, — свободный выбор выигрыша: от ресторанов до магазинов и от театров до благотворительности. С 2020 года призы получили уже 3,5 млн москвичей, на этот раз их число прибавится еще почти на два с половиной миллиона.
На сотни тысяч больше
Для города главный и очевидный интерес в «Миллионе призов» — возможность популяризировать прогрессивную и удобную систему дистанционного электронного голосования. В свою очередь, ДЭГ — важнейший инструмент повышения явки на выборах. Да, в современной электоральной системе России нет понятия порога явки, при котором выборы считаются состоявшимися, но есть здравый смысл как у избирателей, так и у организаторов выборов. И этот здравый смысл говорит: чем больше людей успели в установленные сроки попасть на избирательные участки и принять участие в голосовании, тем адекватнее результаты выборов отражают реальные предпочтения людей.
Не менее объективно и то, что единый день голосования в начале сентября занимает едва ли не последние в году по-летнему теплые выходные — из-за этого миллионы дачников еще недавно вынуждены были либо пропускать выборы, либо раньше времени торопиться в город с риском опоздать на участки из-за пробок. Введение ДЭГ как стандартного инструмента голосования позволило не ставить дачников, туристов, людей, живущих не по прописке, перед такой дилеммой; электронным способом можно проголосовать из любой точки, где есть Интернет. Если, конечно, предварительно оформить подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги».
Предыдущими выборами уже достоверно установлено, что сама процедура ДЭГ в Москве добавляет в списки активных (то есть не только числящихся, но и голосующих) избирателей сотни тысяч человек. Поэтому, с точки зрения организаторов выборов, этот инструмент достоин максимального развития и продвижения — ради этого в том числе и проводится эта акция.
Имеем возможность — реализуем право
Вторая задача акции, как и ДЭГ в целом, непосредственно связана с первой. Дать людям надежный, простой и удобный инструмент для участия в голосовании — значит упростить реализацию базового гражданского права и стимулировать развитие гражданского (то есть состоящего из активных избирателей, привыкших принимать решения) общества.
«Электронный процесс голосования обеспечивает более понятный, широкий и прозрачный доступ к праву человека избирать и быть избранным, без чего невозможно представить функционирующее гражданское общество, — отмечает руководитель отдела по развитию бизнеса компании RIS group Евгения Назарова. — Мы уже давно живем в цифровом мире, так что внедрение ДЭГ в общую экосистему это актуальный шаг в сторону програжданских инициатив. Тем более когда сознательность еще и поощряется».
По словам эксперта, «Миллион призов» — эффективный вариант совмещения гражданской активности с потребительской сферой. «Мы считаем, что акция покажет положительный пример другим регионам и компаниям, которые смогут использовать такой опыт для стимулирования гражданской осознанности и потребительского спроса, — подчеркнула Назарова. — Кроме того, цифровые механики сделают доступ к акции удобнее, а круг участников — шире».
Акция построена, заметим, по всем канонам геймификации — это современный способ продвижения товаров и подачи информации через игру, от «ходилок» — городских квестов до киберспорта. Для маркетологов давно уже непреложная истина: хочешь привлечь к тому или иному факту, мысли, тексту, товару аудиторию, особенно молодую, — подавай это через игру.
Вот и в случае с «Миллионом призов» все построено по канонам лотереи: «тиражи» пройдут ежедневно, с 9 до 11 сентября, что держит людей в приятном напряжении и поддерживает интерес. 9 сентября призы будут распределяться среди участников, проголосовавших онлайн до 20.00 8 сентября; 10 сентября среди тех, кто отдал свой голос с 20.01 8 сентября до 20.00 9 сентября; наконец, 11 сентября призы получат те, кто воспользовался ДЭГ с 20.01 9 сентября до 20.00 10 сентября.
Отметим, что эта процедура делает предпочтительным заблаговременное участие в голосовании: в последний день избирателей — в том числе электронных — всегда оказывается наибольшее количество (к тем, кто планировал проголосовать на третий день, добавляются опоздавшие и забывчивые). Стало быть, шанс получить приз в этом случае получается меньше.
Бизнес в плюсе
В программе «Миллион призов»-2023 принимают участие более 210 компаний-партнеров. Для них акция — гарантированный спрос на продукты и товары, поэтому выгода партнерства очевидна. Напомним, стремление поддержать московский бизнес было главным при запуске первого «Миллиона призов» в разгар ковидного лета 2020 года, когда столичный бизнес лишь начинал восстанавливаться после локдауна в апреле-мае. Тогда эта мера показала свою эффективность в ряду других — Москва была признана одним из наиболее быстро восстановившихся после пандемии городских экономик мира.
Полный список партнеров, на товары и услуги которых можно потратить призовые баллы, доступен на сайте акции. Здесь же подчеркнем, что это не только классический бизнес (от общепита до продуктовых магазинов и аптек, театров и музеев), но и НКО: выигрыш можно направить на благотворительность.
Активировать выигрыш нужно до 25 сентября, а потратить до 15 декабря — невостребованные баллы сгорают.
Интересно, что выигравших будет намного больше, чем тех, кому приз «выпадет» по результатам розыгрыша. По тысяче баллов получит каждый, кто впервые воспользовался ДЭГ и ничего не выиграл, — таким образом, для тех, кто ранее не голосовал электронно, акция становится беспроигрышной.
«Я стараюсь участвовать во всех выборах, проходящих в стране, — объясняет свое участие в «Миллионе призов» гендиректор «Сахалинского икорного дома» Евгений Шувалов. — Благодаря этому инструменту решается несколько вопросов. Поддерживаются бизнес, предприниматели. Поддерживаются жители города, они получают вознаграждение, которое могут потратить. И решается задача вовлеченности жителей в выборные процессы. За счет такого инструмента обращается большее внимание людей, которые хотели и могли бы голосовать, но по тем или иным причинам не участвуют. Благодаря широкому освещению этого вопроса, благодаря программе «Миллион призов», благодаря небольшой мотивации многие людей участвуют, соответственно, высказывают свое волеизъявление».
По словам Шувалова, акция стала во время пандемии серьезной поддержкой для его компании. «Новые клиенты узнали о нашей компании, пришли покупатели, у нас появилась возможность прорекламироваться в городе с помощью участия в программе, — вспоминает он. — Также финансовая поддержка: новые клиенты, новый денежный поток. Мы продолжаем участвовать и получать новых покупателей. Мы увидели, что приходят новые клиенты, которые ранее о нас не знали. Людям интересно потратить выигрышные баллы на то, на что в обычной жизни не тратят».
«Миллион призов» оказывается популярной платформой для продвижения самых разных бизнесов. «Для меня акция интересна тем, что моя организация, можно сказать, не прилагая особых усилий и денежных средств, появляется на известной, популярной платформе, — говорит заместитель генерального директора ООО «Краснопресненские бани» Михаил Самойлов. — Я, конечно же, рассматриваю это как рекламу, бесплатно и в хорошем месте, а не где попало. Для меня это очень важно, я здесь вижу прямые преимущества. Я надеюсь, что благодаря акции у нас появятся новые гости, не те, кто ходит к нам постоянно, а какие-то люди, которые, может, даже не задумывались о том, что можно попробовать такой способ отдыха».
Инструмент будущего
Для тех, кто (благодаря «Миллиону призов» или нет) воспользовался ДЭГ, как правило, нет сомнения — это прогрессивный и соответствующий современности метод участия в выборах любого уровня. Один из тех случаев, когда проигравших в результате внедрения новинки попросту нет: для адептов бумажных технологий сохраняются классические избирательные урны, для современных горожан появилась возможность проголосовать мгновенно, не сходя с места.
«Если говорить про голосование, не электронное, то, например, у меня, кажется, на это никогда нет времени, — говорит управляющая ресторана «Сенполия» (бывшая «Булошная») Ирина Сафрончик. — А здесь зашел, электронно проголосовал, пожалуйста — никуда не надо выходить. Поэтому здесь тоже большой плюс, что никуда тебе не надо идти. А в связи с тем, что времени никогда не хватает на такие вещи, это очень хорошо, что не нужно тебе тратить время на дорогу. Просто зашел, зарегистрировался и проголосовал, не выходя из дома или, грубо говоря, из телефона. Это очень большой плюс дистанционного электронного голосования».
И для граждан, и для бизнеса, и для государства как организатора выборов дистанционное электронное голосование уже доказало свою эффективность и выигрышность во всех смыслах. Решены проблемы с идентификацией избирателей, защитой от возможных взломов и злоупотреблений, надежностью результатов.