Кадры из соцсетей жителей Южного Бутова (от 2019 года и до июля 2023-го) и впрямь завораживающие: красивые, холеные, породистые козы с гнутыми рогами ходят по палисадникам, объедают не только траву, но и тонкие веточки кустов. Иногда запрыгивают на автомобили, чем, разумеется, не улучшают их лакокрасочное покрытие.
Хозяева машин пытаются (особенно на старых видео, до 2021 года) спихнуть или снять козла с транспортного средства — да только это вам не овечка: коза животное настырное и непослушное, скорее начнет бодаться, лягаться и еще хуже испортит машину.
Кому принадлежат козы, разгадали почти сразу: 76-летний Валерий Аникеев живет неподалеку, в частном деревенском домике. Собственно, он один из коренных жителей «сельского» Бутова. Коз тоже держит всегда, разводит на молоко для собственных нужд.
Но судя по тому, что он рассказывает журналистам и соседям из многоэтажек, в его поведении есть и принципиальная «нотка»: животным же нужно пастись, тем более забор повалился, а починить руки не доходят, а если кому-то жалко машины, можно во дворах и не парковаться… В 2022 году бутовцы из соседних дворов собирались починить злополучный забор, чтобы козы оставались на участке, но судя по тому, что в 2023-м животные снова объедают палисадники, что-то пошло не так.
Между тем козы стали своего рода мемом, достопримечательностью района. Тут-то жители заметили, что это стадо здесь не одиноко: только в этом году здесь уже видели верблюда, стадо коров (пересекавшее дорогу и создавшее затор), не говоря уж о лошадях, на которых катаются энтузиасты.
И Южным Бутовом дело, конечно, не ограничивается: козы регулярно заходят из «деревенских» в «городские» кварталы Новой Москвы, а иногда четвероногих сельскохозяйственных животных встречают внутри МКАДа: так, в июне бежавших коней пришлось останавливать в районе Строгино. Что уж говорить о множестве менее «пастбищных» животных, таких как птица и поросята.
— Трудно рассчитывать, чтобы сельская местность в момент превратилась в город, — рассказали «МК» сотрудники станции по борьбе с болезнями животных ТиНАО. — Конечно, сельскохозяйственные животные остаются, их еще достаточно много, но видим тенденцию к уменьшению.
Уточним, правда: к уменьшению легального (зарегистрированного у госветеринаров) поголовья. Официальные же цифры таковы: по итогам сельхозпереписи 2016 года в Москве (включая Новую) имелось свыше 80 тысяч сельскохозяйственных животных, причем сюда включалась и птица.
Периодически городские ветеринары проводят рейды, направленные на борьбу с лептоспирозом и другими опасными для животных и человека болезнями. Так, лептоспироз в 2020 году нашли в двух хозяйствах Троицкого округа — это были свиньи и коровы. Оборот животных для этих хозяйств был запрещен, территорию санировали.
Добавим, что с точки зрения государственной ветеринарии все сельскохозяйственные животные должны быть идентифицированы (клеймением, бирками, чипами и т.п.) для точного определения, откуда они происходят. Неклейменные — нелегальны: такое иногда бывает с барашками, которые поставляются для жертвоприношений на Курбан-байрам. Скажем, об изъятии таких животных ветеринары сообщали в 2017 году.
Тем не менее многие все-таки держат домашний скот без регистрации. «Прививки я сделаю, которые считаю нужными, а идентификация — зачем мне этот учет и контроль? — говорит Олег, владелец небольшого стада овец в Новой Москве. — Имею полное право их разводить на своем участке, а на рынок я мясо в любом случае не повезу, меня туда и не пустят. Ращу для себя, родственников и друзей».
Действительно, законодательство разрешает разведение сельскохозяйственных животных на земельных участках, имеющих категорию ЛПХ (личное подсобное хозяйство). Если участок имеет такой статус — достаточно лишь не попадать под статьи КоАП. Наказать могут за жестокое обращение с животными, неповиновение должностным лицам ветнадзора (здесь, впрочем, штрафы довольно скромные), а также за нанесение животными ущерба другим людям.
— Жители Бутова могли бы судиться с хозяином коз о возмещении ущерба автомобилям, — предполагает юрист Алексей Голубев. — Если машины повреждены, а исков не было, могу сказать, что в этом районе живут очень жалостливые люди. Или просто не любящие судиться.
А вот с участками других категорий — например, с садово-огородными (СНТ) и участками индивидуального жилищного строительства (ИЖС) — все по-другому, подчеркивает юрист. На таких участках все зависит от соседей (содержание сельхозживотных может быть запрещено уставом кооператива или просто мешать соседям, которые будут иметь законный способ «выкурить» скот с территории, не предназначенной для этого по закону).
Наконец, в многоквартирных домах норм, прямо запрещающих держать там сельхозживотных, нет. Однако и тут, стоит возникнуть хоть каким-то неудобствам для соседей, управа найдется: запрещается содержание домашних животных на общедомовой территории, в ненадлежащих условиях. И уж строго-настрого запрещена перевозка, продажа и забой «нелегальных», то есть неклейменных и непривитых животных, даже если речь идет об обычной курице: случаи изъятия птицы у людей, пытавшихся продать несушек и цыплят на рынке, бывают каждый год. Но если кому-то удается держать кур или даже поросенка в квартире так, чтобы этого не ощущали соседи (ни хрюканья, ни кукареканья, ни запахов), — придраться будет не к чему.