Проворных желтых машин такси в Москве сейчас стало ничуть не меньше, чем в Нью-Йорке, вот только их популярность постепенно снижается: если несколько лет назад, до пандемии, москвичи заказывали такси несколько раз в сутки, то сейчас начали экономить.
Как рассказал в беседе с корреспондентом «МК» опытный московский таксист Григорий Олегович Р., среднестатистический заказ за последние пару лет серьезно изменился — расстояния стали больше.
— Все больше людей заказывают такси «как раньше»: в аэропорт, на вокзал либо через всю Москву поздно вечером. Наблюдение: такие люди все чаще выбирают такси комфорт-класса. Меньше стало коротких поездок, например от метро до дома. Ну только из магазинов заказывают, когда покупки тяжелые, — рассказывает таксист.
О том же говорит статистика: минувшей зимой из-за сильных морозов возросло число будничных поездок по городу, но в среднем жители столицы в основном совершали длинные поездки, например до загородных достопримечательностей, аэропортов. Потенциальные (точнее, потерянные) клиенты подтверждают это наблюдение: по словам опрошенных «МК» москвичей, подорожание такси на 10–20% заставляет всерьез задуматься о целесообразности его использования.
— Я вроде уже привыкла, — рассуждает 43-летняя Ольга. — Работаю далеко от метро, живу тоже в 3 км от метро. Туда такси, обратно такси… Потом оно начало резко дорожать. Сперва моя поездка стоила около 150 рублей. Ну, 500 рублей в день, вроде могу себе позволить, ладно. Потом стало 200, потом 250–300… И уже возникает вопрос: а зачем я работаю? Чтобы оплачивать такси?
Важно помнить: ценообразование у такси динамическое — и оно запросто может меняться почти что по любым причинам. Эксперт по городскому транспорту и такси Роберт Ян отметил в беседе с корреспондентом «МК», что понять закономерности в ценообразовании такси сложно; главным фактором, который влияет на что-то, остается конкуренция.
— Нужно понимать: динамическое ценообразование — вещь сама в себе. Алгоритм такси устроен так, что чем больше он понятен самим владельцам, тем меньше он понятен нам. Они управляют рынком, знают это — и не считают нужным объяснять, как именно дорожная ситуация и спрос влияют на цену. Разные агрегаторы такси называют разные факторы — сезоны, спрос, время суток. Иногда нам кажется, что система дала сбой: например, пиковое время, утро, и вдруг низкая цена на такси. Почему? Да просто в этом районе резко возросло количество маршруток или появился новый автобус, возникла конкуренция. Такси в мегаполисах конкурирует с общественным транспортом — и уводит пассажиров оттуда. Если есть альтернатива, цена будет ниже, чтобы такси не потеряло клиентов. Вот и ответ: как заставить такси подешеветь? Запускать больше общественного транспорта.
Эксперт подчеркнул, что, по его мнению, каршеринг не может стать полноценным конкурентом такси — это другая ниша, которая подходит только горожанам с водительскими удостоверениями плюс только тем, кто хорошо знает город и уверенно чувствует себя за рулем. Однако некоторым такой вариант нравится даже больше. Один из собеседников «МК», Артемий П., 39 лет, пользуется каршеринговыми сервисами с 2016 года.
— Каршерингом я стал пользоваться так же часто, как собственной машиной, после того как по всему центру стали появляться платные парковки. И сейчас, конечно, стало значительно дороже, чем пару лет назад. У меня больше 20 лет водительского стажа, вожу я относительно аккуратно и без штрафов. Поэтому практически во всех сервисах у меня скидки. Но даже с ними я плачу в среднем по 7–7,5 рубля в минуту. Для меня поездка на каршеринге обычно оказывается на 15–20% дешевле такси экономкласса. Но если бы я был моложе, а стаж — меньше, платил бы по 12–15 рублей за минуту. И такси эконом было бы ощутимо дешевле. Хотя и такси за последний год тоже сильно подорожало.