Еще за пару дней до нынешней оттепели, 11–12 февраля, многие москвичи могли, находясь дома, слышать глухое и по-своему мелодичное «вж-жух!», сопровождаемое оживленными переговорами и топотом по крыше. Это коммунальщики спешили перед очередной переменой погоды сбросить с кровель снег. Который иначе напитывается влагой во время оттепели, потом примерзает в ночной заморозок, а потом во время следующего потепления как оттает да как сбросится с крыши сам!
Конфуз может быть грандиозным: в декабре прошлого года на камеры видеонаблюдения попал сход «лавины» прямо на голову генерала МЧС, попавшего из-за этого в больницу. А виноват балансодержатель территории — так что в тот раз, поскольку дело было у здания того же ведомства, громкой истории не было. Но в иных случаях управляющие организации несут за «снег над головой» ответственность вплоть до уголовной.
— Ответственность за очистку кровель от снега и льда возложена фактически равномерно на три инстанции, — рассказал «МК» юрист Алексей Голубев. — Во-первых, по Жилищному кодексу ответственность за безопасное состояние здания несет его собственник (а применительно к придомовой территории — балансодержатель этой территории). Во-вторых, поддержанием кровель в безопасном состоянии обязана заниматься управляющая организация — чаще всего в Москве это «Жилищник» конкретного района. Наконец, контрольной инстанцией являются Мосжилинспекция для многоквартирных домов и ОАТИ для нежилых зданий.
Регламентирующий очистку снега документ — «Порядок организации проведения работ по очистке крыш от снега...», принятый постановлением правительства Москвы №952-ПП от 27.12.2016 года. По словам собеседника «МК», именно этот документ чаще других применяется в качестве обоснования в судебных спорах, связанных с очисткой кровель.
В соответствии с постановлением, работы по очистке осуществляют «Жилищники» районов — де-факто они отвечают за чистоту крыш даже там, где дом обслуживается другой управляющей компанией. В их функцию среди прочего входит установка ограждений для опасных участков, «обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества».
— Очистить крышу «Жилищник» обязан не позднее двух календарных дней с момента получения уведомления о нарушении от Мосжилинспекции или ОАТИ, — пояснил юрист. По его словам, даже если ключи от крыши почему-либо получить не удалось, коммунальщики обязаны очистить от снега и сосулек карнизы и другие выступающие части зданий — все, что может нанести ущерб.
Вот уже несколько лет (слава смартфонам, да) от «Жилищника» требуют не только очистить крышу, но и зафиксировать это на фото — включая ограждения. За матобеспечение «Жилищника» для этих работ отвечает управа района, а контролирует процесс префектура округа.
— Схема такая же нервная, как с заявками в единую диспетчерскую службу, — рассказал «МК» инженер одного из «Жилищников» СЗАО. — Поступает заявка от контролирующего органа — мы обязаны выполнить и дать фотоотчет. Причем не в течение двух дней — так только в теории, — а фактически в тот же день. Потому что этот «лишний» день полагается иметь в запасе, для страховки, чтобы всей командой не лишиться премии.
Поэтому в дни обильных снегопадов и оттепелей с заморозками работать коммунальщикам приходится чуть ли не круглые сутки. По словам собеседника «МК», поздним вечером иногда тоже приходится проводить «снегоборьбу» на крышах, но так стараются без крайней нужды не поступать: нормативы требуют ночью обеспечить яркое освещение.
— Металлические заборчики у нас есть, но чаще всего огораживаем место очистки полицейской лентой, — рассказал инженер. — Но плюс к ней обязательно нужен человек внизу, работающий пугалом, как в фильме: «ты туда не ходи, сюда ходи». Потому что через ленту перелезает где-то 99% людей, не меньше. Мало кто обходит дом с другой стороны — обычно оглядываются и «форсируют». Тут и нужен человек с мегафоном, который предупреждает прохожих и дает команду наверх на сброс снега.
На крышу стараются отряжать рабочих поопытнее, и в бригаде обязательно есть кто-то из инженерного персонала, для ответственности. Поэтому в дни снегопадов на такие авралы «мобилизуют» даже элиту «Жилищников» — электриков и сантехников. Но даже под их надзором, рассказал инженер, чуть ли не каждую неделю рабочие умудряются оставлять на крышах отметины. Порой — и насквозь, до утеплителя кровли…
— Без ломов и пешни обойтись чаще всего невозможно, поэтому иногда повреждение кровли происходит, — рассказал собеседник «МК». — Это обычно нигде не фиксируется, но старший смены у нас записывает эти повреждения в блокнот. Весной эти фрагменты будут отремонтированы, в критических случаях можно ремонт произвести и зимой.
Жители последних этажей, заметив протечки на потолке, могут немедленно обращаться в «Жилищник» — там, скорее всего, смогут решить вопрос быстро, резюмировал коммунальщик. При этом тонкий вопрос — как именно сообщить о протечке: заявка на портал или в единую диспетчерскую заставит коммунальщиков работать быстрее, но «человечнее» будет сначала сообщить им об этом по прямому телефону районной диспетчерской — у многих жителей дома эти телефоны есть, а чаще всего их можно найти и в подъездах.
Материальный же аспект проблемы прост: за «снегоборьбу» силами «Жилищников» платят балансодержатели — счета им выставляют вместе с актом о проведенных работах в течение пяти рабочих дней после очистки. Если нежилое здание принадлежит двум и более собственникам, счет «раскидывается» по числу владельцев. А вот многоквартирным домам «повезло»: счета каждому владельцу квартиры не предъявляют, это включается в общий бюджет на обслуживание дома.