Вот адреса, где чаще всего нарушались правила парковки. Это Пресненская набережная (24 416 нарушений в течение прошлого года), Дубининская улица (20 415), Новорязанская улица (14 659), Водопроводный переулок (12 272 случая) и 1-й Красногвардейский проезд (8173).
Беглый взгляд на карту Москвы дает почти мгновенный ответ на вопрос, «почему именно там». Пресненская набережная и 1-й Красногвардейский проезд — это границы «Москва-Сити», где внутренние проезды не предназначены для парковки, а тарифы подземных паркингов кусаются даже по меркам Китай-города. Таким образом, кстати, общее число нарушений парковочных правил, связанных с Сити, уходит в отрыв от всего остального города — 32,5 тысячи случаев за год.
Лидерство других улиц тоже вполне объяснимо. Дубининская улица — узкая, с трамвайным движением — расположена рядом с Павелецким вокзалом и большим количеством офисных центров, а легальных парковочных мест на ней из-за узости практически нет. Новорязанская улица пошире, зато расположена у многолюднейшего в России Казанского вокзала, а парковка там также на значительной части запрещена. Наконец, Водопроводный переулок находится между Рижским рынком, одноименными станциями метро и электрички.
...Итак, Пресненская набережная. Разгар рабочего дня, на обочинах довольно широкой проезжей части абсолютная пустота. Здесь исправно висят знаки, запрещающие остановку и стоянку. Мимо проезжают солидные автомобили, которые неспешно поворачивают к штатной парковке Сити или выезжают на Третье кольцо.
Однако вот он, нарушитель: большой черный немецкий джип-купе (цена семилетнего — от 5 миллионов рублей) останавливается на полминуты, оттуда выпархивает классической красоты девушка в короткой шубе-«чебурашке» и с рабочим портфелем... Джип уехал, рокоча тюнинговым глушителем (кто за рулем — разглядеть через тонировку трудно), девушка убежала на совещание или еще куда-то в ближайшую офисную башню. Совершенно классическая картина, которая имела право на жизнь и 5, и 10 лет назад. Вот только, похоже, кратковременную остановку заметила камера из тех, что карают за остановку дольше 10 секунд. Одним нарушителем в статистике стало больше.
— Наши об этом очень давно знают, — рассказала «МК» Анна К., сотрудница одного из департаментов столичного правительства, работающая в Сити. — Если десантироваться на набережной из машины, нужно уложиться в 10 секунд, иначе штраф. Но кто-то, кому очень надо, встает там, где камеры нет. Но там другая проблема: ходят «помощники Москвы»...
Собеседница «МК» немного ошиблась: ходят не добровольцы с приложением «Помощник Москвы», которое действительно призвано фиксировать нарушения, а полноправные пешие инспекторы МАДИ со специализированными планшетами. И парконы — автомобили, оснащенные теми же камерами мониторинга парковки, — тоже ездят. Вот и «набегает». В Сити работают многие и многие тысячи людей, случайных посетителей, в том числе из регионов, много, так что в чемпионском титуле окрестностей Сити нет ничего удивительного.
Дубининская улица — другой случай. Павелецкий вокзал — это еще полбеды (тем более что у вокзала есть несколько легальных парковочных мест, а дальше, у жилых домов, — целая «линейка» аж на десяток-полтора машин. «Жесть» начинается дальше: улица сужается до «ущелья» из каменных зданий бывших фабрик. Понятно, что «легальных» парковочных мест здесь нет и не предвидится: они появляются уже ближе к Данилову монастырю.
— Самое отвратительное место на всей сети Апаковского депо, — рассказал «МК» водитель трамвая, много лет проработавший на 39-м маршруте. — Каждый день, иногда и не по разу в день, какой-нибудь «муфлон» бросает машину в габарите трамвая. Таранить ее мы не можем, эвакуатор подъезжает не быстро. Часто спасают пассажиры, сдвигают машину в сторону. Но иногда ждали по 30–40 минут, пока придет этот идиот. Приходит неторопливо и уезжает — ни здравствуйте, ни извините.
В самом узком месте Дубининская улица действительно выглядит так, что оставить на обочине машину здесь может только очень неумный человек. Однако же оставляют — и получают штрафы. Правда, закон не делает разницы — что водитель оставил авто в габарите трамвая, что на бортике тротуара на одном из выездов с улицы. Похоже, вслед за законом массово отказала и водительская интуиция: до введения жестких правил парковки, то есть лет десять назад, водители в массе своей понимали, «что пустяки, а что опасно».
Наконец, Новорязанская улица: задворки Казанского вокзала, здесь реконструируются сразу два старых гаража общественного транспорта: в трамвайном депо будет ресторанный двор, в автомобильном — Музей транспорта. Сама улица узкая и имеет небольшие парковочные «карманы».
— Приехал к нотариусу, — говорит мужчина за 60, садясь в припаркованную на краю тротуара машину. — В «кармане» для парковки места не было, пришлось приткнуться где попало. Тоже — если рядом проезжал паркон или проходил инспектор, наверняка будет штраф...