За 11 месяцев 2022 года Госинспекция по недвижимости Москвы демонтировала в городе более 500 незаконно установленных ограждений и шлагбаумов общей протяженностью около 10 км. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на начальника ведомства Ивана Боброва.
Сотрудники ГИН снесли 326 заборов, 81 шлагбаум и 103 ограждения других видов — в том числе бетонные блоки, ворота, металлические столбики, полусферы и тому подобное.
По словам Боброва, чаще всего шлагбаумы самовольно устанавливаются около офисных помещений, магазинов, кафе и ресторанов — таким образом их владельцы выгораживают для себя выделенные парковки. Однако и возле многоквартирных домов нелегальные шлагбаумы и тумбы появляются довольно часто. Бывает и так, что столбиками, цепями и другими средствами жители ограждают отдельные парковочные места.
Зачастую сигнал о самовольных ограждениях в ГИН подают жители — те, кому шлагбаум, забор или столбики приносят неудобства. Для этого ведомство завело собственный чат-бот в Telegram, работает также электронная почта и контактный телефон. Как подчеркнул Иван Бобров, определить законность ограждения могут лишь профильные ведомства, которые изучат, в порядке ли документы на данное сооружение.
Отметим, однако, что далеко не все, кто самовольно установил забор, столбики или шлагбаум, сделали это «злостно» - сознательно, из желания выкроить себе не положенную по закону привилегию. В ряде случаев (а когда дело доходит до жилых домов — почти всегда) нелегальное ограждение оказывается единственным доступным способом решить проблему в условиях, когда согласовать все нужным образом не получается.
- Поставили полусферу и столбики поперек тротуара, чтобы невозможно было проехать вдоль дома насквозь, - рассказал Андрей Митин, председатель совета многоквартирного дома в районе Северное Тушино. - Ничего ни с кем не согласовывали, потому что собрать по такому вопросу общее собрание практически невозможно. А иметь эти «пеньки» - насущная необходимость: одно время вдоль нашего дома объезжали пробку на сфетофоре, и проносящиеся на высокой скорости таксисты попросту опасны для людей.
Ко всему прочему, рассказал собеседник «МК», на стороне жителей — давний обычай: полусферу и столбики установили после ремонта двора взамен стоявшего на этом месте много лет бетонного блока. Подъезд ко всем подъездам дома сохранен, к тому же при нужде полусферу можно убрать силами двоих мужчин.
Житель другого многоквартирного дома, в районе Хорошевский, рассказал «МК», что уже несколько лет ведет борьбу за установку шлагбаума при въезде во двор. Однако собрать «платежеспособный кворум» тех, кто хотел бы запереть двор, не удается, а многие на собраниях голосуют против.
- У нас крайне актуально установить шлагбаум, поскольку в наших дворах ежедневно паркуются приезжающие на работу сотрудники большой госорганизации, - отметил собеседник «МК». - Найти днем место для парковки практически невозможно. Но многие собственники отвечают, что их эта проблема не касается. Были предложения оплатить недостающие для установки деньги силами нескольких квартир-инициаторов, но правление выступило против: мол, сдавать должны все, и каждый только за себя.
Еще сложнее приходится юридическим лицам: похоже, легально установить забор или шлагбаум, если магазин или офис не занимает здание целиком, практически невозможно. Представители трех опрошенных «МК» ресторанов, размещенных в многоквартирных домах (один из них как раз потерял шлагбаум в результате проверки ГИН в 2022 году) рассказали, что пытались согласовать с общим собранием собственников дома размещение ограждающих элементов, но получили отказ.
- Законных путей выгородить часть придомовой территории для выделенной парковки или других нужд всего два, - рассказывает юрист Алексей Голубев. - Первый: арендовать нужный участок у его балансодержателя, то есть у собственников многоквартирного дома через голосование на ОСС или у города. Второй: договориться о праве пользования участком без формальной аренды, но фактически на арендных условиях. С городской территорией так не получится сделать даже теоретически, а вот с общим собранием договориться об этом можно — при этом в протоколе должно быть соответствующее решение.
Однако проблема, по словам Голубева, состоит для юрлиц в том, что для решения об ограничении пользования общедолевым имуществом многоквартирного дома нужно согласие двух третей собственников (не присутствующих на собрании, а имеющихся в доме в принципе). А добиться такого согласия чаще всего невозможно — всегда находятся владельцы квартир, которые не одобрят передачу ценной парковочной площади в аренду «коммерсантам».
В этих условиях куда удобнее договариваться с правлением — исполнительным органом дома. Правление может провести взаимовыгодный обмен: вам парковка под шлагбаумом, нам ежемесячные платежи (можно даже без бухгалтерских проводок, запросто). Это, повторимся, удобно — но незаконно, именно такие шлагбаумы подлежат сносу при первой же проверке по обращениям граждан.
Кроме того, есть также заборы и шлагбаумы, установленные управляющими компаниями новых «клубных» домов, которые и на этапе рекламы обещали закрытую территорию жилого комплекса. Однако с этих управляющих компаний спрос другой: в их распоряжении, как правило, все возможности корректно провести общее собрание собственников и оформить ограждения по закону. А вот что делать тем, кто просто хочет спасти свой двор от толп «залетных» автомобилистов, бегущих от зон платной парковки — пока не понятно.