МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В скоропомощных комплексах столицы заботу о пациентах возьмут на себя социальные координаторы

Экстренная медицинская помощь: максимум заботы о пациенте!

Пандемия стала не только серьезным испытанием, но и хорошим опытом для столичной системы здравоохранения. Она помогла выявить уязвимые места в оказании медицинской помощи, которые нуждаются в усовершенствовании. Сейчас по всей столице достраивают абсолютно новые скоропомощные стационарные комплексы, в которых продумана каждая мелочь, а главным станет пациентоориентированный подход, предусматривающий создание комфортной атмосферы и для человека, которому нужна экстренная помощь, и для его родных, которые тоже нуждаются в заботе и внимании.

Скоропомощной комплекс ГКБ № 15 им. Филатова.

Врач придет к вам сам

Конечно, вряд ли кто-то из нас постоянно думает о том, что может оказаться в ситуации, когда медицинская помощь требуется экстренно. Но в жизни случается все. И любая внеплановая госпитализация — это серьезный стресс и для того, кто попал в больницу, и для его близких.

Разумеется, главная задача любой скоропомощной больницы — оказание пациенту квалифицированной медицинской помощи в кратчайшие сроки. И в Москве в стационарах разработана система логистики и маршрутизации, позволяющая тратить минимум времени на транспортировку пациента и максимально быстро установить диагноз и начать лечение.

Однако сегодня перед системой здравоохранения поставлены новые задачи: создать для находящегося в стрессе пациента и его родных максимально комфортные условия, которые помогут снизить уровень тревоги всех причастных. А для этого важно учесть каждую мелочь. Например, находящийся в стрессовой ситуации пациент должен понимать, что делают врачи, каковы цели назначенного лечения. Словом, каждое действие персонала, его цель, методика и последовательность должны быть понятны пациенту.

Поэтому, как рассказывают в столичной мэрии, во всех скоропомощных медицинских комплексах будет воплощаться в жизнь новая концепция — ценностно-ориентированной медицины. Она предполагает, что пациент будет в центре внимания во всех смыслах этого слова: все его медицинские, социальные и личностные запросы ставятся во главу угла.

Одной из составляющих новой концепции станет постулат «врач к пациенту». Это означает, что, попав в приемное отделение, пациент не должен будет сам ходить по кабинетам, чтобы проходить назначенные ему диагностические исследования. Врач или другие медработники будут сами приходить к постели больного и выполнять все необходимые процедуры прямо на месте.

Еще один важный и инновационный момент: все функции, которые не связаны с оказанием медицинской помощи, в новых комплексах возьмут на себя работники социальной защиты. С этой целью введены новые сотрудники — социальные координаторы. Они будут сопровождать людей на всех этапах пребывания в медицинских учреждениях этого профиля: от момента попадания в приемное отделение до выписки. Также будут помогать поддерживать связь пациентов с их родными и в отделениях, куда их направят после оказания экстренной медицинской помощи. Их главные задачи — помочь госпитализированным и их близким преодолеть стрессовую ситуацию, найти в себе моральные силы справиться со случившимся, а также будут способствовать решению всех вопросов немедицинского характера, которые могут возникать по ходу пребывания в больнице и которые также являются причинами дополнительных тревог. Например, иногда возникают ситуации, что у госпитализированного дома осталось домашнее животное, которое нужно покормить или отвести на прогулку. Или нет связи с близким. В таких случаях социальные координаторы поддержат и словом, и делом.

Кроме того, задача этого сотрудника — собрать необходимую информацию о пациенте, связанную с условиями его жизни, чтобы понять, какая помощь может потребоваться ему после выписки. Особое внимание уделяют незащищенным категориям населения: одиноким людям, пациентам в преклонном возрасте, бездомным, многодетным, матерям-одиночкам и другим. Если потребуется, информацию о них социальные координаторы передадут в профильные учреждения — Центр социальной адаптации имени Е.П.Глинки, МВД, территориальные органы соцзащиты, посольства, ресурсный центр и другие.

Нельзя забывать и о том, что экстренно госпитализированным и их близким часто требуется психологическая помощь и поддержка, которую также начнут оказывать соцкоординаторы. Соцкоординаторы занимаются мониторингом психологического состояния пациентов, оказывают моральную поддержку и в случае необходимости предлагают консультации профессиональных психологов Московской службы психологической помощи, которые также находятся в стационарах.

Кстати, помощь, о которой идет речь, социальные координаторы уже оказывают в ряде городских стационаров — однако теперь эта практика станет повсеместной в скоропомощных стационарных комплексах столицы.

Эскиз интерьера скоропомощного комплекса.

Психологи станут доступнее

Профессия психолога в последние годы становится все более востребованной в системе здравоохранения города. Когда-то онкопсихологи были редкостью, однако теперь такие специалисты стали привычными в стационарах для оказания онкологической помощи. Кроме того, в период пандемии психологи стали очень востребованными в больницах города, в которых проходили лечение пациенты с COVID-19.

Ну а теперь психологи будут работать и в приемных отделениях экстренной помощи. В скоропомощных стационарных комплексах оказывать помощь пациентам будут психологи Московской службы психологической помощи населению. Совместно с социальными координаторами они начнут таргетно выявлять проблемных пациентов, которым требуется серьезная психологическая помощь. Кроме того, они будут приходить в приемные отделения по запросу.

Кабинеты психологической поддержки откроются и для родственников пациентов. И вообще, для них будут созданы все необходимые условия ожидания своих близких: комфортные комнаты ожидания, кафе. Родным не придется выискивать информацию о пациентах по крупицам: в комплексах будет создана система оперативного получения всех данных о состоянии поступивших, о том, какие манипуляции ему планируется провести, о том, куда госпитализирован человек, планируется ли его куда-то переводить. На территории каждого комплекса будет работать контакт-центр для оперативной связи с родственниками пациентов. Все это создаст удобства не только для пациентов и их родных, но и для врачей, которым не придется отвлекаться на разговоры с родными, а посвящать больше времени непосредственному оказанию медицинской помощи.

Красный, желтый, зеленый

Как говорит заместитель главного врача по экстренной помощи НИИ СП им. Н.В.Склифосовского ДЗМ Фархад Навзади, принцип пациентоориентированного подхода очень важен в работе скоропомощного стационара: «В скоропомощном комплексе института Склифосовского, который откроется в начале 2023 года, пациенты не будут ходить по кабинетам врачей, они сразу будут занимать свое место на диагностической койке, и все врачи — клиницисты, диагносты — будут подходить к ним. Я с уверенностью могу сказать, что принцип «врач к пациенту» улучшит общую работу стационара, сократит процесс диагностики и обследования пациента, а также повысит уровень удовлетворенности как специалистов, так и пациентов.

Наша главная задача — это, конечно, убрать боль, с которой человек к нам приходит. Именно на это и направлен новый стандарт. Лечение должно проходить быстрее, качественнее, удобнее.

Новый стандарт — это прежде всего четкий алгоритм действий каждого медицинского работника скоропомощного комплекса, от входа в приемное отделение, вертолетной площадки до гибридной операционной. Еще один принцип нового стандарта — триаж. Пациентов при поступлении распределяют в зависимости от степени тяжести — «зеленая», «желтая» и «красная». Пациенты «красной» категории — это тяжелые больные, которые будут получать оперативную помощь. Поэтому очень важно, чтобы планировка помещений ССК осуществлялась с учетом медицинской логистики — для оптимального передвижения пациентов и персонала, быстрого выполнения диагностических и лечебных процедур.

Попадание в больницу — стресс и для человека, и для его близких. В скоропомощном комплексе Склифа будут работать социальные координаторы, которые помогут пациентам, находящимся в стационаре, решить сопутствующие немедицинские вопросы, например, собрать нужную немедицинскую информацию о пациенте, выявить потребность в социальной помощи после выписки или вызвать такси. Помимо этого будут работать психологи, которые окажут психологическую поддержку пациентам или их родственникам в особенно сложных ситуациях. Благодаря этому подходу медики могут посвятить больше времени непосредственному оказанию медицинской помощи, а уровень тревоги и дискомфорта пациента значительно снижается, ведь каждое действие персонала, его цель, методика и последовательность понятны пациенту».

Конечно, работу новой системы предстоит оценить и пациентам, но медики уверены: все делается правильно. И пациентоориентрованный подход всем придется по душе.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах