Стремиться в праздник Пасхи в крупнейшие соборы, например, в Елоховский или в храм Христа Спасителя, бессмысленно: там собираются колоссальные толпы. Кроме того, кафедральные соборы нередко закрывают, если там ожидается присутствие первых лиц государства или иных знаменитостей. Невелика беда: каждый москвич скажет — в столице легко можно найти небольшой, но очень уютный храм, в стенах которого получится в полной мере прочувствовать все значение праздника Пасхи.
Правда, сами священники настроены скептически. Как отметил в разговоре с корреспондентом «МК» отец Филипп Ильяшенко, истинному христианину следует стремиться в ту церковь, где его ждет надежный пастырь, а не в «модную» или в ту, о которой «хорошие отзывы».
— Такая тяга обычно связана с первыми шагами, которые человек делает в православии. Это стремления неофита, в эпоху начала его воцерковления, когда внешняя привлекательность и мода кажутся важнее, чем внутренний смысл религии. Нужно понимать: спешить на зрелище христианину негоже. Да, можно выбрать конкретную церковь, если знаешь, например, что в ней особенно стройный хор, но задайте себе вопрос: вы идете послушать пение или подумать о Боге? Христос везде один. «И в каждом храме в пасхальную ночь будет происходить одно и то же», — объясняет Ильяшенко.
По его словам, лучшее всего пойти в храм к своему духовнику — тому священнику, который давно вас знает. Ну а следующая закономерность выясняется сама собой: где хороший и любящий духовник, там всегда много народу.
Однако всегда остаются люди, которым на Пасху хочется «чего-нибудь этакого», и ограничиться куличом по новому рецепту не удается. Для них — подборка самых удачных выборов церквей для посещения в главный христианский праздник.
1) Для ценителей истории — Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре. Этот храм — древнейший на территории Москвы (за исключением кремлевских соборов): основан в 1357 году и был расписан Андреем Рублевым. Такая история не может оставить равнодушными никого: ни истово верующего христианина, ни коренного москвича, ни ценителя истории искусства и архитектуры. Собор — действующий, так что для его посещения не нужно никакого особого предлога. На ранней литургии (сразу после полуночи) будут служить протоиерей Николай Балашов, иерей Алексий Харламов, диакон Димитрий Богута.
2) Для хранителей традиций — храм в Брюсовом переулке (правильное название — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражеке). Негласная установка: этот храм в Москве выбирают те, у кого хороший вкус — значит, представители богемы, интеллигенции и уцелевшие обитатели старых коммунальных квартир в самом сердце столицы. Дело в том, что даже на пике богоборческой советской эпохи, в 1930-х, этот храм не закрывали — во многом из-за просьб известных артистов и других деятелей культуры, живших рядом с ним. Так храм стал едва ли не единственным пристанищем для верующих граждан СССР в центре столицы — сюда даже перенесли многие святыни из окрестных закрытых и разрушенных церквей. Хоть колокола в советские годы и были сняты, традиция не прерывалась. Теперь этот храм посещают уже дети и внуки тех, кто сумел сохранить православную веру в жестокой мясорубке ХХ века.
Этот храм — не единственный в своем роде, хоть и самый известный. Приверженцы традиций также любят посещать Церковь святителя Николая Чудотворца в Кленниках в самом начале Маросейки, около выхода из метро «Китай-город». Число православных святынь, безжалостно снесенных в окрестностях нынешнего Китай-города, с трудом поддается подсчетам — и там драгоценнее те, которые уцелели. Церковь Святителя Николы основана еще при Иване Третьем.
3) Для патриотов Москвы — один из храмов в стиле нарышкинского барокко. Сложно представить себе более типично-московский стиль в архитектуре — не зря его называют не только «нарышкинским», но и «московским». Это стиль конца XVII века, который активно внедряла в городе семья матери будущего царя Петра Первого — Натальи Нарышкиной. Осколков этого стиля осталось очень мало, зато они сохранились не только в историческом центре Москвы, но и на окраинах — на западе и юго-западе. Нарышкинское барокко активно использовалось при строительстве церквей в бывших подмосковных селах (тех, что принадлежал семье Нарышкиных), на месте которых после 1960-х годов выросли спальные районы. Удивительно, но церкви XVII века дожили до наших дней! Стиль нарышкинского барокко — сугубо московская история, в других городах его образцов крайне мало. Так что те, кто с гордостью произносит «Я — москвич!», могут выбрать для пасхального паломничества, например, храм Воскресения Христова в Кадашах, церковь Живоначальной Троицы в Хохлах, Церковь Бориса и Глеба в Зюзине (ЮЗАО, Перекопская улица), церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком (ЮЗАО, Профсоюзная улица), церковь Покрова в Филях (ЗАО, Новозаводская улица), Храм Архангела Михаила в Тропареве (ЗАО, проспект Вернадского) или церковь Троицы в Троице-Лыкове (ЗАО, Одинцовская улица).
4) Для тех, кто скучает по путешествиям, — грузинская церковь на Большой Грузинской улице. Лучше всего, конечно, посещать такой храм в компании друга из диаспоры — уж он-то точно раскроет все секреты и подскажет, как погрузиться в атмосферу солнечных Тбилиси, не покидая Москвы. Однако можно заглянуть на службу и без них: в Пасху уж точно никого не выгонят! Ну а заодно (не после ночной службы, конечно, а на следующий день) можно устроить мини-экскурсию по грузинскому кварталу вокруг храма.
Кстати, грузинский «островок» Москвы — один из старейших: здесь получил землю грузинский царь Вахтанг в середине XVIII века. С тех пор там возникла община, о которой писал еще грузинский поэт Давид Гурамишвили. Кстати, именно праздник Пасхи нашел отражение в его творчестве:
Был начальником я сделан
У Вахтанга в арсенале,
Дай вам Боже справить Пасху
Так, как мы ее справляли!
Состязались в пенье, пляске,
Вирши взапуски писали,
Под веселый звон цимбалов
До рассвета пировали.
Времена изменились, но можно и сегодня попробовать окунуться в атмосферу старой грузинской слободы — не только посетить пасхальную службу, но и найти рядом аутентичное заведение с вкуснейшими хинкали и хачапури.
Еще один интересный храм с грузинскими корнями расположен в столичном районе Сокол — храм Всех Святых, от которого, кстати, и пошло название построенного когда-то на этом месте села (Всехсвятское). Службы в храме вплоть до присоединения Грузии к России в 1783 году велись на грузинском языке, а до начала XX века в церкви проводились как русские, так и грузинские церковные обряды. Около храма существовало грузинское кладбище, где были похоронены многие представители грузинских княжеских родов (например, Багратионы). Однако все это в далеком прошлом, а сейчас храм получил статус Патриаршего подворья и традиционно пользуется популярностью среди жителей Северного округа столицы.
5) Для любителей красивого хора — Новоспасский монастырь. Колоссальная составляющая пасхальной (да и любой другой!) церковной службы — это песнопения: слушать их нравится тем, кто весьма искушен хорошим вокалом в опере и на сцене. Для красивого пения нужны ладные и мощные мужские голоса, и один из самых удачных хоров в Москве сегодня существует в Новоспасском монастыре (на набережной Москвы-реки, ближайшее метро — «Пролетарская»). Новоспасский монастырь — сакральное место для старой Москвы. По мнению экспертов, весьма вероятно, что стены собора расписаны Гурием Никитиным, одним из лучших мастеров фресок XVII века (точно это не доказано). Также в Новоспасском монастыре погребены многие представители семьи Романовых — например, мать царя Михаила, основоположника династии, и великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, убитый террористами в начале ХХ века.
Другой вариант для ценителей пения — оба храма Вознесения у Никитских ворот. Как принято писать в рекламных проспектах модных заведений, «за хоровое пение там отвечают студенты и сотрудники Консерватории», так что сомневаться в уровне вокала не приходится.
Пасха в 2022 году — первая за два года, которую можно провести без оглядки на эпидемиологические ограничения, связанные с коронавирусом. Как рассказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ РПЦ Вахтанг Кипшидзе, сегодня большая часть таких ограничений стала неактуальной, поэтому она уйдет в прошлое.
«Существуют обыкновенные санитарно-гигиенические меры — проветривание и дезинфекция. Они вполне уместны сейчас, когда пандемия более не представляет такой опасности, какую она представляла ранее. Поэтому я думаю, что тут существует большая свобода усмотрения для настоятелей храмов, для правящих архиереев, которые, на мой взгляд, по этому вопросу достаточно плотно взаимодействуют с представителями местных властей», — заключил Кипшидзе.