Приходится им объяснять, да и самим вспоминать не самое великое прошлое: еще 25–30 лет назад жители российской столицы и мечтать не могли о таком великолепном транспортном сообщении. Если говорить о 1950–1960-х годах, так и пробок еще не было. В 1970–1980-годы большинство москвичей ездили на метро, а если и на такси или личном авто, то по достаточно пустым дорогам. Но потом случилась автомобильная революция: количество личных машин стало зашкаливать, и россияне вопреки всему готовы были стоять в пробках. Главное — чтобы в собственных автомобилях.
В начале 2000-х пробки постоянно вертелись вокруг цифр «9» и «10». «Десяточка», напомним (в последние годы такого вроде не случалось), — это максимальное значение, когда народ стоял даже ночью по несколько часов на МКАДе и на вылетных магистралях. В следующее десятилетие Правительство Москвы всерьез взялось за решение проблемы, и теперь столица России может похвастаться дорогами и магистралями экстра-класса.
В конце января текущего года было решено объединить строящиеся Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды в единую магистраль под названием Московский скоростной диаметр (МСД). Согласно проекту, трасса протяженностью 68 км свяжет Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Южную рокаду, а также Каширское и Варшавское шоссе.
В районе станции Новохохловская с Московского скоростного диаметра можно будет выехать на Третье транспортное кольцо. На севере МСД переходит в федеральную трассу М11 Москва — Санкт-Петербург, на юге — в трассу М2 «Крым» и новую магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. На востоке столицы МСД соединяется со строящейся трассой Москва — Казань протяженностью 823 километра.
«Скоростной диаметр — один из ключевых транспортных проектов для всей 23–25-миллионной столичной агломерации. Благодаря вводу трассы не только появится возможность сквозного проезда через весь город с юга на север без заезда в центр, но и повысится связность улично-дорожной сети. Третье транспортное кольцо (ТТК), радиальные магистрали и МКАД разгрузятся на 20%», — рассказал заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
В настоящее время строительная готовность МСД оценивается более чем на 60%.
Строительство трассы условно разделено на два участка — северный и южный. Первый — от Бусиновской развязки до трассы М12, второй — от шоссе Энтузиастов до автодороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Это, соответственно, Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды.
По словам Андрея Бочкарева, первый участок готов на 82% — считайте, вот-вот откроется. В частности, на отрезке от МКАД до шоссе Энтузиастов автомобилисты уже ездят по самой длинной эстакаде в Европе (не путать с тоннелями!) — два с половиной километра.
В этом году планируется завершить строительство восьми километров дорог на участке от транспортной связки с Северо-Западной хордой до Дмитровского шоссе. Появится ряд новых дорожных сооружений: эстакады от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе и с проспекта Мира на Северо-Восточную хорду в сторону Сельскохозяйственной улицы, два моста через реки Лихоборку и Яузу, а также ожидаемый жителями района Свиблово подземный пешеходный переход в районе станции Московского центрального кольца «Ботанический сад».
Все эти дорожные проекты значительно улучшат транспортную связь четырех административных округов и 26 районов столицы, в которых проживают 2,5 млн человек.
В 2023 году на Северо-Восточной хорде закончится строительство участка от улицы Лухмановская до трассы М12 Москва — Нижний Новгород — Казань общей длиной 14 километров.
На трассе построят три моста через железные дороги, автомобильный мост и три пешеходных перехода.
Южная часть Московского скоростного диаметра готова на 42%. На участке, пролегающем от Павелецкого направления железной дороги до МКАД, заканчивается сооружение пролетных строений эстакады основного хода через Курское направление Московской железной дороги, а также строится тоннель под Павелецким направлением МЖД.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» — генеральный подрядчик и генеральный проектировщик ряда участков Московского скоростного диаметра) Юрий Кравцов рассказал, что на участке от Грайвороновской до Шоссейной улицы на пересечении скоростного диаметра с Волгоградским проспектом строится развязка из пяти эстакад. В настоящее время здесь идет надвижка эстакады основного хода над Курским направлением МЖД.
«Над железнодорожными путями уже надвинуты 128 метров металлоконструкций будущей эстакады, которая соединит Грайвороновскую улицу с Шоссейной. Длина эстакады основного хода составляет более полутора километров. Надвижка над действующей железной дорогой, где, в частности, курсируют электрички МЦД-2, производится в ночные технологические «окна», чтобы не препятствовать движению поездов», — рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Он подчеркнул, что специалисты «Мосинжпроекта» рассчитывают процесс строительных работ таким образом, чтобы минимизировать влияние на привычную жизнь города. Это, в свою очередь, накладывает серьезные ограничения по времени и способам выполнения работ, требует увязки и согласованности с режимами работы как железнодорожных путей, так и круглосуточного интенсивного движения городского транспорта.
Как рассказал гендиректор «МИП-Строй 1» (организация входит в Группу компаний «Мосинжпроекта») Константин Маслаков, на участке МСД от Павелецкой железной дороги до МКАД сейчас строится путепровод тоннельного типа, причем движение поездов, среди которых «Аэроэкспрессы» в аэропорт Домодедово, не останавливают ни на один день. «С помощью микротоннельных комплексов мы формируем защитный экран из металлических труб. В процессе выемки грунта из тоннеля он примет на себя нагрузку от железнодорожного полотна. Уже полностью готов верхний ярус конструкции, начаты работы по устройству вертикальных рядов и закреплению грунтового массива», — рассказал Маслаков.
На этом же участке МСД строится еще одна эстакада — через Курское направление МЖД, по которому ходят электрички МЦД-2. Эстакада в районе станции Покровское обеспечит выезд на скоростной диаметр из района Бирюлево Западное и интеграцию МСД с Дорожной улицей, которая выполняет функцию дублера Варшавского шоссе. Таким образом, улучшится транспортное обслуживание сразу нескольких районов столицы.
А на соседнем участке МСД, который пройдет от МКАД до трассы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, началось возведение автодорожного моста через реку Битцу, который обеспечит движение по восьми полосам основного хода скоростного диаметра — по четырем в каждом направлении, а также дополнительные выезды на МКАД и Симферопольское шоссе. Длина моста составит более 100 метров, у него будет пять опор, а балочный пролет смонтируют при помощи кранов. Помимо моста, на участке запланировано строительство эстакад, тоннелей под МКАД и Симферопольским шоссе, а также четырех надземных и подземных пешеходных переходов.
В результате такой колоссальной работы, помимо собственно улично-дорожной сети, Москва получит сотни километров обновленных инженерных сетей и коммуникаций, десятки подземных пешеходных переходов и современную инфраструктуру наземного городского пассажирского транспорта. Помимо прочего, в составе участков скоростного диаметра будут построены также несколько локальных очистных сооружений, что окажет существенное влияние на улучшение экологической обстановки.
Напомним, что работы на МСД предполагается полностью завершить в 2023 году. Но уже сейчас можно говорить о значении и масштабах трассы — безусловно, одного из крупнейших современных транспортных проектов России, сопоставимого со строительством Крымского моста и трассы «Таврида», реконструкцией трассы «Дон» и строительством трассы «Нева» Москва — Санкт-Петербург.
Планируется, что после запуска Московского скоростного диаметра автомобилисты смогут сэкономить в поездках от 10 до 50 минут времени. На 20–25 минут станет быстрее и дорога в столичные аэропорты Шереметьево и Домодедово.
Очень важно, что проезд по Московскому скоростному диаметру станет бесплатным. Сопоставимых трасс, проезд по которым не требует оплаты, немного — например «Таврида» и Крымский мост.
Нельзя не сказать и об экологической значимости проекта. Трасса сократит число заторов, а значит, и вредных выбросов. Согласно предварительным расчетам, после открытия МСД содержание диоксида азота в воздухе может снизиться на 15%, а оксида углерода — на 20%. Это будет удачная альтернатива Третьему транспортному и Садовому кольцам, центру города. «Это то, чего Москве категорически не хватает, особенно периферии — она даже называется так просто потому, что туда тяжело попасть, доехать, а уж тем более с противоположной стороны мегаполиса. Эта задача будет решена», — сказал он.