Москва активно возводит метро, дороги, жилье, социальную инфраструктуру, продолжая курс на формирование комфортной городской среды. О строительных планах города мэр столицы Сергей Собянин рассказал на совещании у президента России Владимира Путина. В частности, до конца 2022 года специалисты планируют подготовить к запуску девять станций Большой кольцевой линии метро (БКЛ). Как только это произойдет, 70-километровое подземное кольцо, ставшее одним из крупнейших в мире проектов в метростроении, замкнется. И с большим отрывом обгонит нынешнего лидера по протяженности подземных кольцевых линий — Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 километров).
Еще совсем недавно, напомним, столичное метро имело лишь одну кольцевую линию, которая, собственно, так и называется. Этот контур играл и продолжает играть существенную роль в сокращении «перепробегов» пассажиров, пользующихся подземкой. Если бы не было станций, позволяющих пересаживаться на соседние ветки, пассажирам приходилось бы накручивать десятки километров, чтобы попасть в близлежащий район.
Большая кольцевая линия — еще более глобальная подземная артерия. И по размерам, и по значению в транспортном сообщении российской столицы. Ее роль трудно переоценить. Запуск движения по замкнутому кольцу метро поменяет саму логику перемещения людей по мегаполису.
Дело в том, объясняет заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, что Большая кольцевая линия проходит на расстоянии от двух до десяти километров от действующей Кольцевой линии и соединяет существующие и перспективные радиальные линии. «Для пересадки с одной радиальной линии на другую пассажирам метро больше не придется ехать в центр города, пересаживаться на соседнюю ветку и затем возвращаться обратно. По оценкам экспертов, Большое кольцо разгрузит существующие радиальные линии метро до 30% и сэкономит пассажирам до получаса в каждой поездке», — отметил заместитель мэра.
Большой Москве — Большое кольцо
На сегодняшний день 22 станции из 31 уже принимают пассажиров. В 2021 году «поехал» участок Большой кольцевой линии, включающий в себя 12 станций: «Народное Ополчение», «Мнёвники», «Терехово», «Кунцевскую», «Давыдково», «Аминьевскую», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторскую», «Воронцовскую», «Зюзино» и «Каховскую». Длина открывшейся подземной рельсовой магистрали — порядка 25 километров. Это самый масштабный пуск в истории московского метро с 1935 года.
Сейчас идут работы на разных участках Большого кольца. На юге ведется реконструкция станций «Варшавская» (с пересадкой на одноименный остановочный пункт Павелецкого направления Московской железной дороги) и «Каширская» — с кросс-платформенной пересадкой (когда в один зал прибывают поезда двух разных линий, как, например, на «Китай-городе», «Третьяковской» или «Парке Победы») на Замоскворецкую линию.
На восточном участке идут работы на станциях «Текстильщики» (с пересадками на Таганско-Краснопресненскую ветку метро и Курское направление Московской железной дороги), «Печатники» (пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию), «Кленовый бульвар» (пересадка на проектируемую Бирюлевскую линию) и «Нагатинский Затон».
На северо-востоке возводятся станции «Сокольники» (с пересадкой на Сокольническую линию), «Рижская» (пересадка на Калужско-Рижскую линию) и «Марьина Роща» (пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию).
Заместитель мэра Андрей Бочкарев напомнил, что «Марьина Роща» Большой кольцевой линии — одна из самых глубоких в московском метро. Специалисты уже установили на ней рекордно длинный эскалатор (130 метров), который ведет от входного вестибюля на платформенную часть. Прежде лидерство по этому показателю принадлежало эскалаторам на станции «Парк Победы»: их длина — 126,8 метра, поездка по ним длится три минуты.
Начинается установка четырех лент эскалаторов в зоне пересадки между станциями «Марьина Роща» Большой кольцевой и Люблинско-Дмитровской линий. Их протяженность поскромнее, по 30 метров. На самой станции заканчиваются монолитные работы и продолжается облицовка пола гранитом. «Полностью уложен бетон на платформе правого перегонного тоннеля, близятся к завершению работы по устройству монолита на платформе левого тоннеля и в среднем зале платформенного участка», — сообщил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Наземный скоростной транспорт развивается не по дням, а по часам
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал 2022 год еще одной вехой интенсивного развития наземного метро. По-прежнему строятся и реконструируются станции Московских центральных диаметров (МЦД). В нынешнем году планируется завершить работы на еще десяти остановках.
«Идет активное строительство дополнительных путей для будущих Московских центральных диаметров: МЦД-3 и МЦД-4. Продолжается строительство новых и реконструкция действующих станций, десять из которых мы планируем открыть в этом году», — рассказывает Сергей Собянин.
Напомним, что в прошлом году специалисты закончили сооружение (и частично реконструкцию) восьми станций центральных диаметров. Среди них — Баковка (МЦД-1), Щукинская (МЦД-2), Аминьевская, Апрелевка, Внуково, Кокошкино, Матвеевская (МЦД-4).
Впервые за последний век москвичи получили новый, десятый по счету, вокзал, куда прибывают поезда дальнего следования, — Восточный. Он был открыт в составе транспортно-пересадочного узла Черкизово 29 мая 2021 года, вместе с вводом нового летнего железнодорожного расписания.
Восточный вокзал служит транзитным хабом для движения поездов на юг и восток страны, разгружает Курский вокзал для присоединения его к МЦД-2 и МЦД-4. Восточный вокзал чрезвычайно удобен с точки зрения транспортной доступности. Он «завязан» в узел со станцией метро «Черкизовская», станцией Московского центрального кольца (МЦК) Локомотив (пересадки осуществляются по принципу «сухие ноги» — без выхода на улицу), с остановками городских автобусов и электробусов, рядом проходят Щелковское шоссе и бессветофорная Северо-Восточная хорда.
Инженеры нашли интересное конструктивное решение, тоже обеспечивающее «сухость» пассажиров поездов, и для платформ вокзала. Крыши над ними не выпуклые, как это принято делать, а вогнутые. Благодаря этому люди могут не бояться дождя, снега или града: осадки попадают в ливневую канализацию.
Из здания вокзала можно выйти в сторону Амурской улицы и к стадиону «РЖД Арена». Планируется сооружение вместительной парковки и организация пешеходной зоны с велодорожками между вокзалом и жилыми кварталами микрорайона Калошино.
Путь до аэропортов станет короче почти на полчаса
Большие планы у столичного стройкомплекса и в области дорожного строительства. Порядка 90 километр новых трасс и почти три десятка эстакад, мостов, тоннелей, пешеходных переходов — такую цель руководство отрасли поставило на 2022 год.
Конечно, для города важны все дорожные сооружения, но все же особый приоритет сегодня отдают Московскому скоростному диаметру — новой магистрали, объединяющей Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды.
Как сообщил Сергей Собянин, создание скоростного диаметра означает для миллионов автомобилистов новую транспортную реальность — быстрые и комфортные поездки из одной части мегаполиса в другую.
— Через весь город, минуя центр, можно будет проехать без единого светофора за 40 минут. В зависимости от расстояния и времени суток время в пути сократится от 10 до 50 минут. Дорога в аэропорты Шереметьево и Домодедово — на 20–25 минут. Транзита грузового транспорта на диаметре не будет, — рассказал мэр Москвы.
Прошлый год дорожные строители закончили с хорошими показателями. В российской столице появилось 88 километров новых дорог, 34 искусственных сооружений, два десятка пешеходных переходов. Как сообщили в ведомстве, в число построенных объектов вошли несколько участков хордовых магистралей, два путепровода, мост через реку Сходня, автомобильная дорога М3 Украина — деревня Середнево — деревня Десна.
В общем, можно с уверенностью сказать: Москва вправе называть себя одним из лучших городов по организации транспортного сообщения в мире.
Строить — и жить
По итогам первых месяцев 2022 года видно, что столичный Стройкомплекс поддерживает высокие темпы строительства недвижимости. Судите сами. В январе и феврале в Москве введено полтора миллиона квадратных метров, больше половины из которых — 819 тысяч «квадратов» — приходится на жилье. В целом плановые показатели по итогам 2022 года традиционно составляют 8,5 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе 4,5 миллиона — жилья.
В прошлом году в российской столице построено 16 миллионов квадратных метров недвижимости, включая 7,8 миллиона «квадратов» жилья. Эти показатели стали рекордными за всю историю Москвы, превзойдя даже период массового жилищного строительства 1960-х годов.
Андрей Бочкарев полагает, что говорить о повторении рекорда в этом году еще рано, но комплексное освоение территорий Новой Москвы, развитие бывших промзон, которые занимают пятую часть города в пределах МКАД, и программа реновации обеспечивают строителям значительный объем работы.
По программе реновации до конца года запланировано обеспечить ввод в эксплуатацию стартовых домов с потенциалом строительства 1,4 миллиона квадратных метров жилья и передать под заселение почти 1,1 млн «квадратов». Процесс переселения затрагивает огромное количество москвичей. Только в этом году в новые квартиры планируется организовать переезд 37 тысяч горожан. Постоянно идет подбор стартовых площадок, удовлетворяющих условиям программы.
Напомним, московская программа реновации жилья появилась в 2017 году. О ней тут же заговорили средства массовой информации, специалисты в сфере жилья, да и многие россияне, даже не имеющие прямого отношения к переселению. Из-за масштабности и важности программы термин «реновация» стал главным словом года — такой выбор сделал экспертный совет при Центре творческого развития русского языка.
- За время действия программы реновации жилья в Москве введено 185 домов общей площадью 2,4 миллиона квадратных метров, под заселение передано 159 новостроек. Возводятся еще 162 дома площадью более 2,7 миллиона «квадратов», 225 объектов (4,2 миллиона квадратных метров) проектируются. Процесс переселения в новое жилье начался для 73,7 тысячи москвичей из 442 старых домов, уже переселено 49,5 тысячи жителей.
Подготовил Владимир ДМИТРИЕВ