— По проспекту Академика Сахарова в 2023 году планируется провести новую трамвайную линию — она соединит крупнейший транспортный узел на Комсомольской площади с метро «Чистые пруды», — отметили в Дептрансе. — После запуска трамвая пассажиры ТПУ «Комсомольская» смогут добираться до центра города, не спускаясь в метро, в 2 раза быстрее. ТПУ «Комсомольская» разгрузится примерно на 50 тысяч человек в сутки. Появится возможность строить новые удобные и быстрые пути без пересадок — например, от трех вокзалов до Павелецкого вокзала.
Это даст жителям востока Москвы (например района Сокольники) прямые маршруты в самый центр — к Бульварному кольцу и дальше на юг к «Новокузнецкой», «Третьяковской» и «Павелецкой». По словам представителей ведомства, продление Бульварной линии трамвая позволит объединить 4 радиальных маршрута Москвы в 2 диаметральных, которыми будут пользоваться около 125 тысяч человек каждый день. Интервалы планируется сделать минимальными — до 3 минут вместо нынешних 4–10 минут.
На пересечении с Садовым кольцом при этом не станут прокладывать трамвайную контактную сеть: вместо нее новые трамваи типа «Витязь» и «Львенок» будут использовать аккумуляторы (а старых в Москве уже немного, к тому же на новые маршруты их могут и не ставить). Светофорные фазы для проезда трамваев будут использовать те же, что и сейчас для проезда автотранспорта. Это будет первым опытом такого рода в Москве: новейший перекресток с трамвайным движением — площадь Тверской Заставы — работает с традиционной контактной сетью.
Новость стопроцентно радостная для горожан и энтузиастов городского рельсового транспорта. Если не вспоминать, что по проспекту Академика Сахарова трамвайные пути планировали проложить еще в 2017 году — и это был не первый из инициативных проектов такого рода. В Москве за минувшие два десятилетия (напомним, последняя крупная линия, проложенная в столице, — Строгино, 1982 год) выдвигалось много проектов развития сети. Назовем несколько получивших городскую «аккредитацию», то есть когда-то принятых властями, но пока что «подвешенных» или вовсе отвергнутых. Это линия по улице Сергия Радонежского, восстановление движения по Госпитальному мосту, Трифоновской улице и улице Гиляровского, проекты, связанные со скоростным трамваем по шоссе Энтузиастов.
Совсем недавно приостановили проект развития трамвайной сети в Бирюлеве от улицы Академика Янгеля: в этот район пойдет новая линия подземки. «Логика железная, — отмечает урбанист Аркадий Гершман. — Трамвай — дорого, поэтому мы построим метро! А если есть метро, то на трамвае никто ездить уже не будет. Вот только есть ряд «но»: линия метро в Бирюлеве… пройдет с окраин до ЗИЛа с пересадками на уже загруженную зеленую линию и Большое кольцо. Доехать в центр на ней не получится… Еще эта линия никак не улучшает межрайонные связи округа. Традиционные связи Бирюлево-Западного ориентированы на м. «Пражская» (и дальше в центр на серой линии метро) и в районы Юго-Запада, именно на этих направлениях десятилетиями работали автобусные маршруты — метро туда не пойдет, то есть линия не заменит и не изменит эти связи».
Аналогичным образом не получили развития линии в Новую Москву, Лианозово и некоторые другие, напомнил эксперт. Правда, на повестке дня сейчас не только линия по проспекту Сахарова, но и линия через Измайлово и Гольяново, которая должна соединить Метрогородок и Измайловскую сеть. Оба эти проекта сейчас считаются перспективными.
Впрочем, одно исключение из этого закона все же есть: трамвайные пути на улице Дурова по большим мусульманским праздникам все же перекрываются, потому что рядом — Соборная мечеть. Пока же проект трамвая на Сахарова будет обсуждаться с жителями. Которых, впрочем, на этом почти полностью «офисном» проспекте почти нет.