Напомним, проходя в метро по обычному «кошельку» карты «Тройка» в нужное время на станциях фиолетовой и розовой линий, пассажир тратит меньше денег, чем обычно. Если же оплата идет безлимитными и едиными проездными — на счет «кошелька» данной «Тройки» возвращаются по 20 рублей бонуса на каждую поездку, подпадающую под акцию. Это особенно отрадно, если учесть, что со 2 января тарифы московского общественного транспорта выросли: одна поездка в городской зоне (пригород МЦД — особая статья) стоит теперь не 42, а 46 рублей (по банковской карте — 51 рубль). Билеты «90 минут», подразумевающие бесплатные пересадки, стоят теперь 69 рублей. Выросла и цена безлимитных проездных, кроме годовых: так, месячный проездной без пригорода МЦД теперь стоит 2360 рублей, а с этой зоной — 2800 рублей.
Билет на одну поездку теперь стоит 61 рубль — на 10 рублей дороже, чем по банковской карте, и на 15 рублей — чем по «Тройке». Официально это объясняется тем, что пассажиров стимулируют меньше посещать кассы, но можно предположить и другое: выстраивается контроль перемещения любого «лояльного» пассажира общественного транспорта. Добавим также, что идет постепенное вытеснение «неименных» карт «Тройка»: купить карту за наличные, не идентифицируя себя, пока еще возможно, но уже невыгодно. Хотя бы потому, что бесплатные пересадки на наземном транспорте работают только с персонифицированными «Тройками»: анонимным пассажирам по-прежнему приходится платить за каждый следующий вход в автобус. А с переходом на новую «пересадочную» систему «Магистраль» это становится критично.
С нового года в продаже появились также виртуальные «Тройки» — разумеется, тоже именные. Их можно оформить при помощи смартфона и мобильных приложений: с точки зрения удобства, особенно для тех, кто редко пользуется метро (основные кассы пополнения традиционных «Троек» — именно там), — это отличное решение. Однако неизбежное следствие цифровизации — постепенное отмирание анонимности перемещения и переход от старой модели «плата за вход» к новой — «плата за вход и выход». То есть — к гибкой системе оплаты проезда, зависящей от времени, расстояния и статуса пассажира.
— Зональная система — по-хорошему уже вчерашний день, сейчас разрабатывается настолько гибкое тарифное меню, что говорить о плоских тарифах по советскому образцу будет бессмысленно, — рассказал «МК» инженер Московского метрополитена, участвующий в соответствующих обсуждениях. — При помощи новой системы будут решаться разные задачи: перераспределение нагрузки на те или иные виды транспорта и линии, оптимальное распределение пассажиропотока по времени суток, повышение доходов. В любом случае сохранять советскую плоскую систему оплаты при таком взрывном росте сети — невозможно, это делает транспорт глубоко убыточным, далеко за гранью плановых показателей.
Изменение тарифа в зависимости от времени суток — пример будущего перераспределения потока пассажиров по времени суток. В ближайшие годы возможно внедрение «пространственных» решений: наиболее напряженные участки метро будут «дублироваться» магистральными автобусами и линиями МЦД/МЦК при поддержке соответствующих тарифных акций.
— Скорее всего, начать получится с МЦК и Большой кольцевой линии, — рассказал собеседник «МК». — Тарифные акции на этих линиях могут оказаться достаточно эффективными для разгрузки центральных пересадочных контуров, которые для многих по-прежнему удобнее новых.
Реализовать такие решения наиболее просто через все то же распознавание лиц — именно поэтому московские транспортники стимулируют новые способы оплаты, рассказал эксперт. У пассажиров будет вполне материальная причина «заморочиться». Тем более что базовые тарифы, от которых будут отсчитываться акции, — продолжат расти.