В нашем городе издавна прижились круговые транспортные магистрали. Первым «колечком», по которому стали курсировать именно вагоны «электрической конки», стало как раз «кольцо А».
До его появления в Златоглавой существовала «трамвайная подкова»: трамваи ходили туда-сюда по Бульварному кольцу (в реальности замкнутым кольцом не являющемуся, «утыкаясь» в берег Москвы-реки около Яузских и Пречистенских ворот). Однако потом эти конечные точки соединили между собой, проложив рельсы на Москворецкой, Кремлевской и Пречистенской набережных.
29 декабря (по новому стилю) 1911 года по образовавшемуся замкнутому рельсовому пути начали курсировать трамваи кольцевого маршрута, которому присвоили – в отличие от обычных «линейных» – не цифровое, а буквенное обозначение: «А». Уже вскоре москвичи в обиходе приохотились называть его ласково – «Аннушка».
Впрочем, находились среди обитателей города и такие остряки, которые придумали к этому прозвищу обидное дополнение. Дело в том, что на маршруте «А» вагоны ходили по двум кольцам – внутреннему и внешнему, в противоположные стороны: то есть половина трамваев двигалась по часовой стрелке, а половина – против, или, если ориентироваться относительно бульваров, то по левой или по правой их стороне. Чтобы пассажиры на остановках не запутались, маршрутные таблички, укрепленные «на лбу» каждого моторного вагона, под крупно изображенной в круге буквой «А» часто снабжали дополнительными подсказками: «л. бул.» и «пр. бул.». То есть «левая бульварная линия» и «правая бульварная». С подачи «особо креативных» обывателей вторая из этих надписей стала расшифровываться так: «Аннушка – проститутка бульварная». Смех смехом, но ведь обидно за маршрут! Вероятно именно поэтому упомянутые надписи заменили на не столь провокационную, хотя и менее информативную: «бульварная» (имеется в виду «бульварная линия»).
Вслед за первой пассажирской «электрической барышней» в Белокаменной появились ее «подружки». Москву «окольцевали» еще тремя замкнутыми трамвайными линиями: заработали «Б» («Букашка»), которая проходила по Садовому кольцу, «В» (Верочка») и «СК» («Сокольнический кольцевой»).
Но «Аннушка» оставалась вне конкуренции в рейтинге городских электрических трамваев. Настоящую оду ей «пропел» в своей книге «Повесть о жизни» известный советский писатель Константин Паустовский, в юности работавший кондуктором на московском трамвае.
«Мы предпочитали работать на «серебряной» линии «А» – на Бульварном кольце… Линия «А» была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии «Б», – интеллигентный и чиновный…
За открытыми окнами вагона линии «А» шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве - мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлевских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку...»
Вспоминали этот ставший легендарным трамвайный маршрут некоторые поэты.
«…В своих движеньях эксцентричен
Трамвай маршрута буквы «А»…»
(Николай Агнивцев)
А это уже Никита Богословский:
«Аннушка, Аннушка, Аннушка-подружка,
Сколько мы с тобою провели минут.
Дорогая Аннушка, ты уже старушка,
С каждым днем короче твой маршрут...»
В произведении популярного весельчака-литератора проскальзывают грустные нотки. Ведь Богословский не мог остаться равнодушным к тому, что год от года линия «А» становилась все короче.
Проекты по «оптимизации» маршрута «А» существовали еще в первые послереволюционные годы. В 1920-е, например, возникла идея завернуть «Аннушку» с Кремлевской набережной прямо в Кремль! И проложить трамвайные рельсы по его территории от Боровицких до Спасских ворот. Но как же так, спросите вы: ведь это же «режимная», правительственная зона?! Однако в те времена «режимность» еще не была столь строгой. В Кремле даже жило немало народа, причем не только партийные и государственные VIP-персоны, но и простые граждане из числа обслуживающего персонала. Для них остро стоял транспортный вопрос. Чтобы сесть на «Аннушку», нужно было довольно далеко топать пешком – к набережной. А в новом варианте трамвай подкатывал бы прямо к порогу! Впрочем для такого переустройства трамвайной линии тогда не нашлось денег, а уже через несколько лет идея отпала: доступ в Кремль стали все больше ужесточать.
Так что первое изменение в классическом, первоначальном маршруте «кольца А» произошло на исходе 20 лет его существования – в 1931-м. Тогда по техническим причинам – из-за готовящегося взрыва храма Христа Спасителя и запланированной на его месте грандиозной стройки – возведения исполинского Дворца Советов – трамвайные рельсы перенесли с Соймоновского проезда и Пречистенской набережной на улицы Волхонка и Ленивка.
Это была не столь уж значимая корректива. Куда более серьезная, даже знаковая перемена произошла пятью годами позже. В 1936-м при реконструкции набережных в центре столицы с них были убраны трамвайные рельсы. В итоге «кольцо А» оказалось разомкнуто – как оказалось, уже навсегда.
С тех пор маршрут «Аннушки» городские власти меняли бесчисленное количество раз. «Подкову» этой линии, проходящей по Бульварному кольцу, «загибали» дальше то в сторону Большой Пироговской улицы, то в сторону Большой Грузинской (одно время трамваи «А» ходили даже неподалеку от нынешнего здания редакции «МК» – по Шмитовскому проезду), то к Октябрьской площади…
В 1991 году легендарную «Аннушку» вовсе отменили. Однако в 1997-м, накануне празднования 850-летия Москвы, трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен.
Линия «А» в числе действующих и по сию пору. Однако к ней уже с большой натяжкой можно применить изначальное название – «бульварная». Ведь из десяти бульваров, образующих Бульварное кольцо, маршрут «А» проходит лишь по трем – Чистопрудному, Покровскому и Яузскому. На остальных рельсы сняты много лет назад.
Причины этого были разные. В том числе и «природно-технические».
Например, движение вагонов по Рождественскому бульвару от Трубной площади до Сретенских ворот (а вместе с этим – и по Сретенскому бульвару до Кировских (Мясницких) ворот) «обрубили» в 1971 году… из-за активного распространения новых моделей подвижного состава.
До той поры по линии ходили «старички» – вагоны МТВ-82, КМ. Теперь их решили заменить на куда более комфортные и современно выглядящие чехословацкие «Татры». Однако при прочих своих плюсах эти трамваи были не столь мощными, как их предшественники советского производства 1930-х – 1950-х. Между тем Рождественский бульвар имеет один из самых крутых уклонов среди всех больших улиц в старой части города. Трамваи-«ветераны», может, и казались кому-то неказистыми, но зато спокойно преодолевали подъем от Трубной к Сретенке, а вот их «наследники» здесь откровенно пасовали.
Убедившись, что новомодные «чехи» далеко не всегда способны вскарабкаться по Рождественскому бульвару, мудрые «отцы города» решили проблему «хирургическим» способом: велели попросту ликвидировать на этом участке трамвайное движение! Так знаменитый столичный крутогор остался вообще без трассы городского общественного транспорта.
К слову сказать, в годы существования рельсовой линии на Рождественском бульваре с трамваями, ходившими там, в том числе и с «Аннушкой», не раз случались ЧП.
В некоторых из них виноваты были мальчишки из соседних жилых кварталов. Вот что вспоминал один из них много лет спустя: «…Несколько юных недоумков (и ваш покорный слуга в их числе), полив рельсы машинным маслом, резвились, сидя на стене Рождественского монастыря и глядя на потуги вагоновожатого преодолеть горку…»
Да уж, въехать по скользким рельсам на крутую гору – задача трудновыполнимая. Хорошо, если дело кончается просто возникшим из-за этого затором на линии. Но бывали происшествия, куда более чреватые серьезными неприятностями.
Ветераны московского трамвая рассказывали о случае, едва не кончившемся катастрофой. От Трубной площади в гору поднимался трамвайный поезд – моторный вагон КМ тащил два прицепных. На середине подъема вдруг раздался громкий металлический лязг, и сцепка между «моторником» и соседним вагоном разорвалась.
Избавившийся при этом от дополнительной нагрузки КМ бодро поехал дальше, но вот два прицепных вагона, обретя неожиданную свободу, сперва остановились, а потом все быстрее покатили назад, под уклон. Среди набившихся в них пассажиров началась паника. Женщины завизжали, кто-то из мужиков стал выпрыгивать на ходу...
Ситуацию спасла кондуктор, находившаяся в этот момент в первом из прицепных. Сперва она «закрутила» стояночный тормоз в этом вагоне (специальный «штурвал»-маховик располагался на площадке у входных дверей). В результате разгон пары прицепных под горку замедлился. Затем отважная женщина, спрыгнув на землю, сумела вскочить во второй вагон и там тоже привести в действие тормозное устройство. Впрочем, даже за счет этого полностью остановить движение не удалось. Однако вагоны, хотя и продолжали ползти вниз, но теперь уже очень медленно. В итоге они благополучно въехали в специально оборудованный на Трубной площади тупик-«уловитель» и там остановились. Благодаря таким смелым действиям кондуктора крушения трамвайного состава не произошло, никто из пассажиров не получил серьезных травм, отделавшись лишь испугом. Находчивую женщину позднее наградили.