«Московские археологи в этом году работали на 800 площадках, в том числе на улицах Ильинке, Сретенке, Динамовской и Гончарной, в Замоскворечье и Китай-городе. Общая площадь археологических работ более 11 тыс. кв. метров. Для понимания — это сопоставимо с огромной территорией Миусского трамвайного депо, которое после реставрации три года назад превратилось в популярное городское пространство», — отметил Алексей Емельянов.
Глава департамента подчеркнул, что московские археологи еще и опытные реставраторы, поэтому практически все обнаруженные ими в 2021 году артефакты уже приведены в приемлемое состояние и готовы дополнить коллекции крупнейших столичных музеев. Прежде всего речь идет о Государственном Историческом музее, а также о Музее истории Москвы — туда передают найденные на улицах города (точнее, под ними) древние предметы. Работа в археологических мастерских делится на два этапа: камеральную обработку, когда удаляется грунт, и саму реставрацию. Московские специалисты отлично справляются на обоих этапах.
«Хочу отметить, что молодежь вполне активно занимается археологией. Причем мы видим, приходят как профессионалы — историки, архивисты, реставраторы, — так и волонтеры. Безразличных к культурному наследию в городе остается все меньше, и это очень хорошая тенденция», — добавил Емельянов.
Он также продемонстрировал несколько особенно значимых, на его взгляд, археологических находок и подчеркнул: все они так или иначе напоминают о предпраздничном настроении и о том, что скоро Новый год.
«Вот, например, глиняный кувшин XVI века мы нашли в Богоявленском переулке, это окрестности Ильинки. Лично мне легко представить: вдруг во времена Ивана Грозного этот кувшин украшал чей-то стол на Рождество? Более 500 лет он пролежал в земле, но теперь готов рассказывать свои истории», — отметил Емельянов.
Похожими словами глава Мосгорнаследия прокомментировал обнаруженный на Гончарной улице графин XVII века, предназначенный для домашних застолий, а также большую сковородку из белой глины, изготовленную в восемнадцатом столетии.
«Думаю, что 300 лет назад московские хозяйки запросто могли готовить на такой сковороде угощение для рождественского стола», — добавил Емельянов.
Посудой археологические находки 2021 года не ограничиваются; глава Мосгорнаследия продемонстрировал также несколько детских игрушек — например, небольшую лошадку с седлом и всадником, участницу детских игр современников Ивана Грозного. Нашлись в московской земле также свистульки и несколько изразцов XVI века, на одном из них изображено взятие Казани.
Не обошлось и без нескольких находок более позднего периода — например, Емельянов продемонстрировал журналистам жетон ломового извозчика 1888 года с номером 6605, отметив, что функции ломового извозчика в Москве конца позапрошлого столетия вполне можно сравнить с современными курьерами. Помимо всего прочего извозчики наверняка доставляли и новогодние подарки, как курьеры сегодня, либо новогодние елки.
Также неподалеку от Павелецкого вокзала в ходе археологических раскопок была обнаружена японская фигурка девушки-гейши, выполненная из кости. Специалисты датируют ее концом XIX века — временем, когда в Москве процветал «жапонизм», то есть увлечение японской культурой.
Столичным историкам и археологам предстоит детально изучить еще одну находку — коронационный стеклянный бокал XVIII века, обнаруженный на Гончарной улице. Бокал украшен изображением двух государственных имперских гербовых орлов и надписью «Виват ея Императорскому Величеству». Значит, искать дату производства стакана нужно в весьма сжатом историческом промежутке — в «женском веке», между 1724 и 1762 годами. Как известно, в истории Российской империи было четыре правительницы-женщины: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II.