МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Речной общественный транспорт столицы ожидают глобальные перемены

В центр Москвы его пока не пустят — чтобы не мешать туристическим судам

Уже в 2022 году на Москве-реке должны появиться рейсовые речные трамвайчики. Требования к ним сформулированы в конкурсном задании: это должны быть электрические суда российского производства, оборудованные для маломобильных пассажиров, поддерживающие WiFi и обладающие зарядными устройствами для гаджетов. А ходить «речные электробусы» должны будут круглый год — для этого корпуса судов должны быть ледового класса.

Фото: Наталья Мущинкина

Нынешняя попытка организовать на Москве-реке регулярное движение речных трамвайчиков — самая основательная в истории города, и на данный момент шансы на ее реализацию достаточно велики. Прописаны требования не только к подвижному составу и протоколам оплаты проезда, но и к причальной инфраструктуре. Предполагается, что «московские вапоретто» будут курсировать и ночью, а навигация будет круглогодичной.

Маршрутов пока что планируется два — от Филей до Киевского вокзала и от Печатников до Автозаводского моста. Такой выбор вызван двумя важнейшими обстоятельствами, которые, кстати, не позволяли реализовать предыдущие попытки учредить регулярные речные трамвайчики в Москве. Первое из этих обстоятельств — наличие на Москве-реке системы гидроузлов: шлюзование значительно увеличивает как длительность, так и стоимость рейсов. Значит, между Химкинским водохранилищем и Серебряным бором трамвайчик запускать нельзя, между Серебряным бором и Филями – тоже. «Отрезан» и низ Москвы-реки – от Печатников и далее.

Да, но почему не заявлен самый, казалось бы, привычный маршрут по центру города? «Этот вопрос обсуждался, но пока решено не трогать центр – иначе компаниям, предлагающим прогулки на теплоходах, придется просто закрыться», – прокомментировал «МК» сотрудник префектуры ЦАО. Действительно, на рынке малых круизов по центральной части Москвы-реки – от Киевского вокзала до Автозаводского моста – работает сразу несколько довольно крупных перевозчиков, не считая небольших компаний с флотом из одного или нескольких «банкетоходов».

Трудным вопросом всегда была и причальная инфраструктура: сопрячь ее с другими видами городского транспорта было практически безнадежным делом. По набережным Москвы-реки не ходят по-настоящему магистральные автобусные и электробусные маршруты, трамвайных рельсов там нет уже больше 60 лет (последними ушли трамваи с Бережковской набережной в конце 50-х годов). А станции метро «подвести» к набережным и вовсе нельзя по техническим причинам.

Сейчас есть большие шансы, что инфраструктуру все-таки удастся создать. Задание на причальную инфраструктуру уже выдано и так же ожидает подрядчика. Реконструкция большинства набережных Москвы-реки, которая идет уже несколько лет, делает спуск к воде удобнее для пассажиров. Пока не слишком понятно, готова ли инфраструктура для зарядки экзотических для России электросудов. Да и сами суда еще не представлены публике. Хотя общий проект готов (в частности, известно, что в новых корабликах будет по 42 пассажиро-места), и даже название головного судна – «Синичка» – уже выбрано.

В предыдущий раз Москва пыталась создать систему речных пассажирских перевозок в конце 2000-х годов. Тогда дело дошло до постройки опытных речных трамвайчиков-катамаранов, которые так и не вышли на регулярные линии. Тогда не был определен оператор, который будет эксплуатировать эти суда, – сейчас, если конкурс состоится, подрядчик будет определен сразу на 15 лет. Меньше – нет смысла, поскольку вложения в инфраструктуру и сами суда обещают быть значительными.

Полностью развернуть сеть речных трамвайчиков – всего планируется построить 21 судно – должны к 2024 году, в следующем году их будет на линии девять. Для пассажиров в некоторых случаях пользоваться этим транспортом будет не только живописнее, но и быстрее, чем традиционными видами. Особенно это будет актуально для жителей новых кварталов, которые именно сейчас активно строятся вдоль берегов Москвы-реки.

Но вот тариф на проезд будет, судя по всему, довольно сильно отличаться от единой цены поездки на городском транспорте. Пока что известно только то, что речной транспорт не будет входить в безлимитный месячный проездной билет: «все включено» применительно к речным трамвайчикам появится только в самых дорогих трехмесячных и годовых абонементах.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах