Прием тендерных заявок производится до 15 июня. Оснастить «аромкой» — именно так называется файл с техническим заданием на конкурс — планируется 1944 вагона метро электродепо «Фили». Речь идет о поездах «Москва» (модельные индексы 81-765/766/767). Они являются сквозными: оснащены «гармошками» для свободного перехода между вагонами. Срок аренды обозначен в 485 дней — около 16 месяцев.
Думаете, речь идет об обычных освежителях воздуха, которые есть у некоторых из нас дома (коробочка, которая по таймеру впрыскивает в воздух дозу дезодоранта)? Чтение технического задания такие мысли сразу опровергает. В метро планируется поставить не просто умные, а очень умные освежители. Закупают их не как товар, а как комплексную услугу под названием «Улучшение качества воздуха в вагонах».
По техническому заданию, освежители воздуха (не менее 3 штук на вагон) должны иметь возможность удаленной регулировки периодичности и интенсивности ароматизации. Но «пшик» должен раздаваться не реже чем 1 раз в 9 минут. Предполагается и выбор — из не менее чем 4 видов ароматов. Какие это будут запахи — заказчик не регламентирует.
Напомним, соответствующий эксперимент в московской подземке — в том же самом электродепо «Фили» — проводили два года назад. Тогда были выбраны ароматы сакуры, имбиря и свежескошенной травы. Дезодоранты работали в трех поездах «Русич» Филевской линии. 90% опрошенных, как отмечали в пресс-службе Московского метрополитена, инициативу поддержали. Все-таки искусственные ароматы заглушают отвратительные запахи, которые распространяют в транспорте бомжи. «И местным жителям приятно, и у интуристов негативных эмоций не вызывает», — утверждают специалисты.
— Зачем понадобилось брать в аренду, а не закупать оборудование — объясняется просто, — рассказал «МК» инженер одного из электродепо Москвы. — Если вводить эту ароматизацию как штатную функцию метропоездов, придется набирать в штат новых сотрудников либо нагружать дополнительным функционалом имеющихся. Кроме того, нужно налаживать регулярные закупки запчастей и расходников...
В вагонах более старых поколений ароматизация не появится. Но не только потому, что там труднее с прокладкой коммуникаций, рассказал инженер. Дело в том, что вагоны прежних поколений («номерные», то есть 81-717/714) имеют мощную систему естественной вентиляции через воздухозаборники-«черпаки» на крышах вагонов. А вот промежуточные между ними и «Москвой» поколения — «Русич» и «Ока» — оказываются в проигрыше: в этих вагонах как раз часто душно, но оснащать их ароматизаторами пока не собираются.