— На северо-запад вышли «Витязи», — отметили в Дептрансе 12 апреля, когда были запущены после ремонта маршруты от «Сокола» до «Щукинской». — Самые современные трамваи уже начали работать на маршруте №15. В будущем ловите их еще на маршрутах №10, 21, 28, 28к. Вот чем они лучше предшественников: больше мест — 70 вместо 60; шире проходы; на накопительных площадках появились крепления для велосипедов; новая система климат-контроля поддерживает в салоне комфортную температуру в любую погоду; информационные табло стали крупнее; контурная подсветка вдоль кузова и логотипа обратит на себя внимание, даже когда на улице темно.
На перечисленных маршрутах работают в основном старенькие чешские «Татры» — они переехали сюда из других депо Москвы. На начало 1960-х годов трамваи, выпускавшиеся в Праге, были весьма прогрессивными по мировым меркам. Первое поколение Т3 имело две двери, переднюю и заднюю, и не умело работать в поездах по системе СМЕ. В 1975 году научились, и к концу советской эпохи по Москве ходили не только двойные, но и тройные поезда из «Татр». Например, на самом загруженном маршруте — «пятерке», из Медведкова до «Белорусской». И дверей в поздних «Татрах», которые еще ходят по Москве, уже три, так оказалось гораздо удобнее.
— Пересаживаясь на «Татры», нужно было переучиваться, —рассказывает Алексей Ситников, бывший водитель чехословацкого трамвая. — Дело в том, что резисторно-контакторная система управления была примерно такая же, как и у советских моделей, например, МТВ-82. Но вместо ручки контроллера управление на «Татре» идет с педалей. Более поздние модели — и КТМ-8, и КТМ-19 — имели опять ручку контроллера, так что «Татра» была уникумом в этом смысле очень долго. А вот на современных моделях управление снова педальное.
«Татры» были не только удачны конструктивно (с этим как раз конкуренты с отечественных трамвайных заводов всегда спорили), но в первую очередь изящны. В бело-красной окраске (что в Праге, что в Москве) они смотрелись так же красиво на городских улицах, как их современница — 21-я «Волга». В восьмидесятые годы Москва стала «городом тысячи Татр»: других моделей на столичных линиях просто не было. Из-за этого, кстати, пришлось убрать несколько полезных маршрутов: «Татры» не справлялись, например, с крутыми уклонами Рождественского бульвара, которые брали старые модели вагонов.
— Конечно, очень жалко прощаться с эпохой, — говорит Роза, много лет водившая «Татры», а затем перешедшая на подвижной состав нового поколения. — Я сама чуть не плакала, когда пересаживалась. «Татрочки» такие симпатичные, изящные, легкие на ходу. И в обслуживании довольно простые. Но время, конечно, берет свое: уже и по запчастям дефицит, и нормам не соответствуют. И рабочее место в новой технике, конечно, совершенно другое.
В Праге, где «Татр-Т3» было в свое время больше всего, тоже неумолимо идет процесс вытеснения старого подвижного состава. На смену уже второе десятилетие приходят новые сочлененные трамвайные поезда, которые разрабатываются уже не в Чехии.