МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Коммунальщики рассказали, когда Москву полностью расчистят от снега

Без помощи москвичей городским службам справиться будет трудно

Снегопад, начавшийся вечером пятницы, 12 февраля, заметал Москву больше суток. И поставил сразу несколько рекордов. Высота московских сугробов выросла почти до 60 сантиметров, превысив климатическую норму в два раза. «Пробки» на дорогах достигали 9 баллов даже в субботу. Но главное - впервые за многие месяцы стихия сплотила москвичей: жители разных районов устроили спонтанные субботники.

На московских улицах круглосуточно трудятся более 70 тысяч человек и почти 14 тысяч единиц техники. «Мы проходили подобные зимы в 2018 году, в 2013-м, - говорит зам мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. - Но такая зима с достаточно низкими отрицательными температурами наружного воздуха, до минус 20 градусов, с ветром до 20 м/с, конечно, впервые».

В кои-то веки повезло, что снегопад обрушился на столицу не в разгар рабочей недели. Иначе коммунальщики боролись бы со стихией не столь эффективно. Например, в ночь на воскресенье были перекрыты несколько улиц - и это ускорило процесс уборки и вывоза снега.

Фото: АГН «Москва»

Фуры заблокировали МКАД

Хуже всего пришлось москвичам, которые оказались буквально запертыми в автомобилях на МКАД или на одной из вылетных магистралей: без еды, без туалета и без каких-либо шансов на быстрое решение проблемы. По инициативе столичных властей на МКАДе появилось 40 точек обогрева и питания для водителей, а также передвижные туалетные кабины.

Одним из крупнейших «генераторов» пробок стали на этот раз фуры. В МЧС сообщили, что спасатели извлекли из-под снега на дорогах московского региона почти две сотни грузовиков.

В общем-то любой гололед и снегопад для грузовиков не подарок: пытаясь взобраться на подъем, тяжелая техника на нешипованной резине без полного привода «шлифует» скользкую дорогу и застывает, пока не придет тягач. Те, кто едет следом, надеются взять горку «ходом» - и застревают уже в следующей полосе, и так до полной блокировки МКАД. Об этом «законе подлости» знают и водители, и городские службы. Но каждый обильный снегопад и гололед приносит соответствующую «жатву».

- Во времена СССР у каждого шофера грузовика был с собой песок, - рассказывает заместитель директора Центра организации дорожного движения Москвы Александр Евсин. - Отличная штука, когда под колесами лед. Сейчас доступны зимние шины - стоит поставить их на ведущую ось, и ситуация станет сильно легче. Да, дорого, но не слишком: переплата получается несколько тысяч рублей в год на грузовик. Он больше солярки в таких ситуациях спалит! Легковые машины в таких ситуациях тоже подводят. Фура может забраться на подъем только ходом, а стоит кому-нибудь перед ней перестроиться и оттормозиться - коллапс! И это - из-за одного профнепригодного таксиста.

95% дорожных проблем во время снегопадов, по оценке Евсина, традиционно вызваны именно забуксовавшими на подъемах фурами. «Коммунальные службы постоянно ведут уборку важнейших дорог и магистралей, - подчеривает чиновник. - Но когда идет такой снег, невозможно в любой момент времени иметь убранную до асфальта дорогу. И если по выпавшему снегу при такой низкой температуре идут фуры, они начинают буксовать и застревают на подъемах. В итоге тромбы из застрявших тяжеловозов. Это в свою очередь крайне негативно сказывается на процессе уборки. Эта пара дней убедительно показала, что необходимо регулирование движения тяжелого транспорта в неблагоприятных погодных условиях. И при необходимости - вводить ограничение выезда на дороги».

Еще один рецепт против «тромбов» из грузовиков предлагает автоправозащитник Петр Шкуматов. По его мнению, для таких случаев в Москве стоит разрешить старую технологию посыпки уклонов песком или пескосоляной смесью. «Я попадал много раз в подобные снегопады не в Москве, - поясняет Шкуматов. - Видел своими глазами, как фуры не могли забраться на горку на трассах. Но после того как проходила обычная, еще советских времен, машина, которая как могла счищала лезвием снег на обочину, а сзади поверх оставшегося снега обильно рассыпала обычный песок, проблема исчезала. Все, включая ненавистные фуры на лысой резине, тут же переставали скользить, нормально забирались на горку и ехали дальше».

Практика показывает, что в кризисной ситуации почти всегда наступает момент, когда люди начинают самоорганизовываться. Вот и в Москве на вторые сутки заторов водители большегрузов сумели договориться и перед сложными участками стали выстраиваться в один ряд. Помощь начали оказывать водители тяжелых внедорожников и пикапов: усилия мощной полноприводной легковушки часто бывает достаточно, чтобы помочь тягачу грузовика преодолеть подъем.

Фото: Ирина Селиверстова

Машины скрылись под сугробами

- В каждом коммунальщике, у которого есть комбинезон и лопата, сейчас борются два начала: желание заработать и стремление хоть немного поспать, - рассказал «МК» сотрудник «Жилищника» одного из районов северо-запада Москвы. - Все мобилизованы, у всех аврал, руки и спина отваливаются. Свободного времени, когда можно поработать на себя (то есть «выкопать» из сугробов по просьбе жителя автомобиль), просто нет. Но кушать очень хочется, опять же, 14 февраля, а на носу еще и 8 марта. Поэтому у многих, особенно кто покрепче или похитрее, жадность пересиливает.

На «освобождение» заваленной снегом машины четких тарифов нет. Берут в зависимости от «красивых глаз»: маме с ребенком могут и за 200 рублей услугу оказать, если не «кидает пальцы», а мужик на черном джипе и тысячу отдаст легко. Сначала, правда, водители пытаются сами выехать, но не у всех получается.

В некоторых районах, рассказал собеседник «МК», для коммунальщиков имеется прямой запрет от начальства чистить машиноместа. «Но даже если такого нет, - говорит сотрудник «Жилищника», - просто приоритеты расставлены так: дороги (чтобы автобусы и «скорые» проезжали), потом крыши и лестницы (травматизм), потом пешеходные дорожки… До них уже часто не доходят руки, потому что пока прочистил в одном месте, в другом уже нападал новый снег. Парковки же в самом хвосте по важности, до них просто никому не удается добраться».

Но если выезжать в такую погоду на личной машине - не слишком удачное решение, то не опасно ли для автомобилей длительное пребывание под снежной шапкой?

- Если автомобиль стоит длительное время на обочине оживленной дороги, это категорически не полезно для лакокрасочного покрытия и деталей ходовой части - прежде всего для тормозов, рулевого управления, - говорит владелец автосервиса Сурен Баблоян. - Даже летом идет постоянная «пескоструйка» кузова проезжающими автомобилями, быстрее загрязняются тормозные механизмы. Зимой еще хуже: на дорогах и снег, и слякоть насыщены реагентами. Если автомобиль движется каждый день, это полбеды, а вот стоять в «солевой ванне» (и дорожный снег не исключение) - очень вредно. Много раз видел, как современные европейские и японские автомобили, которые пару месяцев простояли на обочине трассы, нуждались в замене всех «резинок» тормозной и рулевой систем. Иногда все еще хуже, и от реагента прикипают, заклинивают суппорта и тормозные цилиндры.

Оставлять автомобиль надолго лучше в гараже или во дворе, советует эксперт. Хорошо, если перед длительной стоянкой удастся нанести на кузов полироль, и уж точно не стоит ставить на прикол грязную машину. Если же пришлось сделать именно так, после долгой стоянки лучше заехать на сервис, чтобы проверить состояние всех систем.

Фото: Геннадий Черкасов

Народ вышел во дворы впервые с начала пандемии

Москвичи со всех уголков столицы рассказывают, как соседи выходили на помощь друг другу. Действительно, толкать машины или копать дорогу к подъезду в одиночестве было бы сложно.

«Сначала расчистили проезд для «Скорой», мало ли. Затем взялись за машины. Машины друг другу откопали, расчищали карманы и перегоняли в них чистые авто. Пришел дворник Олим, нашли два снегоуборщика, и работа пошла быстрее. Работали больше 30 человек с удовольствием – размялись, дышали и общались. Соседи счастливы, автомобилисты счастливы, дети и собаки нагулялись вдоволь», - рассказывает жительница района Беговой Юлия.

Похожей историей поделилась жительница Библиотечной улицы Татьяна: «Налетели силы неведомые, привезли гарных хлопцев орду могучую, да не абы с чем, а с лопатами. Взялись разом они за сугробища, да и счистили всё до асфальтушки. Правда, я не ожидала... это было прекрасно! Быстро, чисто и даже аккуратно. Спасибо всем кто это организовал и реализовал! Соседи, вы большие молодцы!».

«Наш двор замело так же, как и все дворы Москвы. Утром одинокий и крошечный на фоне стихии дворник пытался хоть тропинки проковырять к подъездам. А потом... Потом вышли соседи, мужики с лопатами, и как начали чистить! Слава добрым мужикам!!!» - вторит ей Екатерина из соседнего района.

Допустимое время окончательного вывоза снега после затяжного снегопада - от двух до девяти суток. Петр Бирюков пообещал, что окончательно Москву расчистят к 18 февраля - спустя пять дней после начала сильных осадков. Вывозят снег в пункты для утилизации (они есть в каждом административном округе вдали от жилых кварталов). Сначала грузовики сбрасывают снежную массу в дробилку, которая ее размельчает. Затем кашица попадает в песколовку, где отбраковывается грязь, песок, мусор, реагенты. После этого очищенный снег топится сточной водой из канализационных труб, проходит еще два подземных фильтра и оказывается в канализационном коллекторе. В сильные снегопады, когда плавильни не справляются с гигантскими объемами осадков, часть снега отправляют на специальные площадки для временного складирования.

Москва - единственный мегаполис в мире, где так масштабно занимаются утилизацией снега. Сопредседатель Союза экологических организаций Москвы Андрей Фролов объяснил в разговоре с «МК», что помогать городу в борьбе со снегопадом совершенно необходимо - своими силами природа способна справиться только весной.

- Пока стоит морозная погода, снег никуда не исчезнет. Он не испаряется. Он может только немного подтаивать снизу, если рядом проходит теплотрасса и получается искусственный обогрев. В некоторых европейских странах, например в Швеции, делают специальные дороги с подогревом. Однако даже если снег подтаивает, скорее всего, он превращается в наледь. Дело в том, что зимой земля промерзает на 50-70 сантиметров вглубь, и получается своего рода мини-версия вечной мерзлоты. Поэтому впитываться снегу некуда.

Куда жаловаться на плохую уборку во дворе?

Первым делом сообщить о плохой уборке снега, гололеда и сосулек надо непосредственно в управляющую компанию. Если вашу жалобу игнорируют, обращайтесь в Объединение административно-технических инспекций. В праздничные и выходные дни заявки принимают через электронную приемную, в будни - по телефону: +7 (499) 264-96-81 (с понедельника по четверг с 08.00 до 17.00, в пятницу с 08.00 до 15.45). Оставить сообщение о некачественной уборке снега можно в электронной приемной Мосжилинспекции и на портале «Наш город» в теме «Мой двор».

АНЕКДОТ ДНЯ

Зима, ну мы уже поняли, что ты извиняешься за прошлый год. Мы тебя прощаем. Хватит снега!

Аномальный снегопад разбушевался в Москве: кадры заметенных улиц

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах