В Колпачном и соседнем Хохловском переулках могут уже в ближайшее время начаться работы: оказалось, что застройщик получил на них разрешение Мосгосстройнадзора под самый Новый год — 30 декабря 2020-го. Так не должно было произойти, рассказывает «МК» юрист Дмитрий Чарахчьян, живущий на Ивановской горке и ведущий судебные тяжбы с застройщиком: ранее Бутырский суд Москвы принял меры предварительной защиты административного иска.
- Действующее определение суда прямо запрещает конкретно Мосгосстройнадзору выдавать разрешение на строительство конкретно в отношении бизнес-центра в Колпачном переулке, 9а, стр. 1, - подчеркивает градозащитник. - Я лично 28 декабря передал в Мосгосстройнадзор копию документа из суда, подтверждающего, что запрет продолжает действовать.
По мнению Дмитрия Чарахчьяна, лица, выдавшие разрешения, рискуют уголовной ответственностью.
- Мы боремся за сохранение в неприкосновенности Ивановской горки, потому что это один из самых аутентичных районов центра Москвы, - рассуждает активист. - Застройщик при этом собирается снести несколько зданий, два из которых, на наш взгляд, представляют безусловную ценность, и построить на их месте бизнес-центр площадью в 2,5 раза больше самого крупного из сносимых зданий. Это, на наш взгляд, разрушит ансамбль всего района. Ухудшит ситуацию и вырубка 45 деревьев, которая также значится в планах девелопера.
Активная фаза противостояния началась весной 2020 года как раз с деревьев: узнав о планах застройщика, активистам Хохловки удалось частично отстоять растения. Для этого пришлось делать своего рода «томографию» деревьев: иначе не получалось доказать «Жилищнику», что они не являются аварийными. Дело осложнялось карантинным режимом, который был введен в городе в апреле и мае — однако жителям района это удалось. Следующий акт произошел летом: стал известно, что именно планируется возвести на месте Института международного рабочего движения. Внутриквартальное пространство района, судя по проекту, должно был превратиться в барно-ресторанную улицу — а с «заведениями» у жителей Ивановской горки взаимоотношения традиционно сложные. И «Яма», и парк «Горка», и кафе-бар, появившийся недавно в Большом Трехсвятительском переулке вовсе не привели жителей района в восторг: пример «Патриарших» показывает, что ресторанные кластеры приносят жителям изрядное беспокойство. Добавим к этому опасения за сохранность памятников — и не будем удивляться непримиримости жителей района.
- Реставрация памятников архитектуры на Ивановской горке - большой проект, общей целью которого является сохранение исторического наследия и развития Москвы, - отмечает гендиректор компании-застройщика Алексей Бланин. - На территории находится очень много домов, относящихся к разным эпохам. Там действительно есть прекрасные памятники архитектуры, которые выходят на Хохловский переулок. Это печатня Юргенсона, это палаты дьяка Украинцева. Исторические здания, памятники реставрируются именно с точки зрения научной реставрации, сохраняются их подлинная среда и дух поколения. Все памятники архитектуры будут сохранены, речь о сносе не идет.
Увы, градозащитники застройщику верить не расположены. Пока что полемика идет в судах: по оценке юриста, у жителей района есть шансы выиграть обжалование своего иска на заседании 9 февраля. А вот застройщику получается прямой резон оперативно «застолбить площадку», снеся что-то из исторической застройки: тогда, вроде как, и защищать будет уже нечего.
- Мы безусловно считаем, что здание Института достойно сохранения, - отмечает градозащитник. - У него есть мемориальная ценность, поскольку там работали многие видные ученые и философы: социолог Борис Грушин, Мераб Мамардашвили и другие. Однако, если снос этого здания все-таки состоится, мы будем настаивать на регенерации Юргенсоновского садика, который располагался на этом месте до конца 1930-х годов: это одно из мест действия романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Ранее жителям уже удалось настоять на благоустройстве территорий после сноса двух аналогичных зданий — на Хитровской площади и там, где сейчас находится парк «Горка».
На стороне жителей выступают муниципальные депутаты и федеральное Министерство культуры — в частности, там выявили нарушения в проекте и предписали их исправить. Что касается позиции городского Департамента культурного наследия — она на данный момент осталась не высказанной (оперативных комментариев ведомства получить не удалось). А именно она может стать решающей.