Размещены два тендера на поставку программного обеспечения. Первый из них - на "Видеодетектор для поиска силуэтов людей в кадре", второй - на систему для "хранения и обработки данных силуэтов людей". Оба оценены приблизительно одинаково - без малого в 30 млн рублей за каждый. Это достаточно скромные деньги по меркам городского бюджета - так, на московские надбавки безработным в бюджете 2021 года выделено 3,2 миллиарда рублей. Однако размах заказанных городом программно-аппаратных комплексов весьма серьезный: требуется, чтобы система одновременно обрабатывала не менее 30 тысяч потоков видеоданных (как с камер в реальном времени, так и из архива).
Система будет хранить не менее 4096 терабайт видеоданных и 6 млрд событий обнаружения силуэтов, причем это минимальный вариант заказа - по максимуму речь идет о 15 с лишним тысячах терабайт и 24 млрд событий.
- Данный функционал предназначен для работы правоохранительных органов, — отметил представитель Департамента информационных технологий правительства Москвы. — Он позволит облегчить обработку видеоархивов: с помощью данного модуля в рамках расследования правонарушений можно будет искать только "полезные" участки архивного видео, на которых присутствовали люди.
Возможно, именно в подкрепление этих слов в начале декабря озвучили важную информацию: например, Дептранс отчитался о том, что видеонаблюдение в метро и наземном транспорте позволило обнаружить десятки пропавших людей, как правило, пожилых, заблудившихся в городе. Система их распознает, когда они появляются в общественном транспорте (напомним, сейчас видеонаблюдением оборудованы все новые автобусы, электробусы и вагоны метро). Уведомление направляется полиции и службе безопасности метро, чтобы те обратились к родственникам.
А Федеральная служба судебных приставов сообщила, что в 2020 году в Москве с помощью камер обнаружено 114 злостных должников. Система видеонаблюдения в городском масштабе стала развиваться в Москве с 2013 года (как и некоторые другие нововведения - например, платные парковки), а камеры с распознаванием лиц официально начали работать в 2019-м.
Это вызывает негативную реакцию у определенного слоя жителей Москвы. "Я резко отрицательно отношусь к камерам видеонаблюдения, считаю их грубым вторжением в частную жизнь" - отметил искусствовед Александр, сотрудник одного из крупных музеев города. - Поскольку от меня в этом вопросе мало что зависит, веду внутреннюю партизанскую борьбу: избегаю метрополитена и общественного транспорта и передвигаюсь пешком, на велосипеде и личном автомобиле, где камер наблюдения нет". Впрочем, работоспособность камер вызывает вопросы, добавил москвич: за время весеннего локдауна в апреле - мае он передвигался по своим обычным маршрутам и должен был бы попасть в поле зрения камер с распознаванием лиц как нарушитель пропускного режима - однако ни одного штрафа ему выписано не было, и вопросы тоже не задавались.
- Апгрейд видеонаблюдения связан как раз с тем, что весной московские камеры провалили важное задание, - пояснил "МК" на условиях анонимности сотрудник Департамента информационных технологий. - Стало понятно, что китайский вариант, когда все действительно находятся под электронным колпаком, мы не вытягиваем из-за слабости программно-аппаратной базы. Обеспечить полноценный пропускной режим оказалось невозможно: классическим образом, силами полиции, это политически нереально, а цифровой "лагерь" оказался с дырявыми стенами. Именно поэтому возникла идея догнать Китай в этом вопросе - получится ли, пока никто не знает. Но сроки заданы такие сжатые, что в них может уложиться только покупка соответствующих решений. А с учетом мировой обстановки - купить их можно только в Китае.
Распознавание людей по силуэту технологически в целом возможно, отметил сотрудник ДИТ. Но процент ошибок распознавания, особенно на начальном этапе, пока искусственный интеллект еще не самообучился, будет высоким. Что делать с такими ошибками в случаях, когда они потенциально будут стоить множеству людей штрафов (а иногда - и судебного преследования, если речь идет о следственных действиях по уголовным делам) - пока не понятно. Недавний опрос, проведенный Левада-центром, констатирует, что процент людей, отрицательно относящихся к развитию системы видеонаблюдения, достаточно высок: "большому брату" не доверяют 42% опрошенных.
- Помимо очевидной пользы, по мнению экспертов, искусственный интеллект может нанести и вред, - отмечает еще один нюанс видеонаблюдения президент Европейской юридической службы Сергей Бекренев. - Это произойдет, если новые разработки попадут в руки преступников. Теоретически будущую программу, считывающую выхватывание оружия, могут использовать террористы. Поэтому создавая новый софт для благих целей, специалисты должны продумывать и многоуровневые системы безопасности. Любая разработка для полиции может начать работать против самих разработчиков.