Бронзовые памятники, стоящие под открытым небом, нельзя оставлять «голыми» — это не бронзовые статуэтки для камина. Нужна так называемая патина — защитный слой окислов, с которыми при уходе за статуями не борются, а, наоборот, их стимулируют. Ремесло это хорошо — с античности — изученное, но иногда все-таки преподносит сюрпризы. Например, сейчас за памятником Пушкину можно наблюдать в динамике — после недавней реставрации, во время которой слой патины обновляли, на фигуре поэта появляются и исчезают пятна разных оттенков. В некоторых ракурсах может показаться, что на Александре Сергеевиче надета маска.
— После изучения памятника в динамике возникает много вопросов, — отмечает сотрудник одного из столичных проектных институтов. — Маска по оттенку заметно отличается от «основной поверхности» монумента. Налицо очевидная разница в колере правой и левой ноги (и обуви). Как такое может быть при правильном патинировании, при соблюдении всех технологий и концентраций? Далее — появление «проплешин», особенно заметное на лице — верхняя губа, кончик носа, щека под правым глазом и левое нижнее веко, — нормально ли это?
Как предположил градозащитник, речь может идти о том, что на монумент не нанесли защитное восковое покрытие либо нанесли его в недостаточном количестве. В Департаменте культурного наследия блогеру между тем ответили, что речь идет о нормальном процессе патинирования, который может изменять внешний вид памятника в течение месяцев и даже лет после реставрации. При этом во время реставрации глава ДКН Алексей Емельянов подчеркивал, что патину на опекушинском Пушкине будут обновлять. «Будут выполнены пробные расчистки бронзовой поверхности памятника, а также определены окончательные способы и технология его реставрации. Возможно, цвет бронзовой части памятника после реставрации будет изменен», — заявляла тогда пресс-служба департамента.
— Возможно, при проведении работ нарушили некоторые технологические процессы, не были соблюдены не только выдержки и последовательность, но и совместимость материалов, — предполагает реставратор по металлу Александр С. — Есть подозрение, что это хлорид и выпадение (отложения) цинка после декапировки (переборщили), которая, возможно, была сульфидная, плохо укрытая воском и, соответственно, уже преобразовалась в карбонат.
Тем не менее на данный момент не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть, что со знаменитым памятником что-то не так. Хотя бы потому, что памятник физически расположен достаточно высоко и доступ экспертов к бронзовой части возможен только по специальному протоколу, а проблема, если она существует, — существует только в глазах градозащитников. Пока что специалисты высказываются в социальных сетях. «Обследовал памятник в 2009 году, — отмечает реставратор Василий Краснопольский. — Состояние было вполне приличное, хотя реставрация требовалась. Судя по всему, по внешним поверхностям работа была проведена варварски — из автомобильного моечного устройства была выполнена очистка от птичьих и иных загрязнений, причем без последующей восковой консервации. Конечно, можно было использовать классическое патинирование и защиту (так мы делали на памятнике Островскому у Малого театра), но это оказалось привлеченным спецам не под силу! Можно было использовать и щадящее современное средство консервации — автомобильным воском. Ненадолго, но зато безопасно для памятника и дешево. Только промыть надо было как положено.
Поскольку же в точности мы так и не знаем, что же происходит с памятником (в частности, в сентябре этого года на нем производились некие работы, о которых официально не сообщалось, — и по итогам этих работ число пятен уменьшилось), можно метафорически предположить, что пятнами великий поэт пошел от досады. И вот почему: 15 октября этого года Департамент культурного наследия издал распоряжение, утверждающее предмет охраны памятника Пушкину — объекта культурного наследия федерального значения. Все ОКН по федеральному закону обязаны иметь такой утвержденный предмет охраны, но далеко не все имеют — чиновники и эксперты не успевают обработать тысячи заявок и уже имеющиеся в реестре памятники. Так вот: среди прочего предмет охраны памятника Пушкину содержит его местоположение на Пушкинской площади. То есть нынешнее местоположение: до 1950 года монумент замыкал Тверской бульвар с севера. И это значит, что на старое место — а такие проекты время от времени возникали, в частности, когда обсуждался вопрос о возрождении Страстного монастыря — памятник уже не вернется никогда. Даже теоретически.