Первая статистика такова: к 9 утра, по данным метрополитена, скидку получили (то есть зашли в подземку в два обозначенных временных интервала) 70 тысяч пассажиров. Пассажиров в этот период стало на 1,6% больше, чем обычно, — на это и рассчитывали транспортники: загрузку в утренний час пик хотят снизить примерно на 7%, для перегруженных фиолетовой и розовой линий это важно. Примерно такие цифры дает мировая практика: дифференцированный тариф дает возможность варьировать пассажиропоток в отдельные часы примерно на 8%.
— На загруженность вагонов это увеличение никак не повлияло, — отмечает глава Дептранса. — Сейчас лучшее время, чтобы провести такой эксперимент — 30% сотрудников работают удаленно, а значит, пассажирам будет проще привыкнуть к новым возможностям. Отдельно хочу обратиться к работодателям: поездки на работу должны быть комфортными и безопасными. Поэтому мы предлагаем поддержать нас в этом проекте — скорректируйте начало рабочего дня. Сотрудники Мостранспорта уже получили такую возможность.
Дифференцированный тариф (его назвали акцией «Время ранних») действует только по рабочим дням, отметили в Дептрансе. Под его условия подпадают все, кто ездит по банковским картам и «Тройке», но не пассажиры с социальными картами (у которых, как отметили в департаменте, и так имеется скидка) и не обладатели бумажных единых. По «кошельку» карты «Тройка» вместо 40 рублей списывается 20, а по единому на 60 поездок и безлимитным абонементам за каждый день поездок в это время раз в неделю будет возвращаться на «Кошелек» по 20 рублей. По банковским картам поездка в «акционное» время стоит 22 рубля, а по карте «Мир» еще на 10 рублей дешевле. Отдельно пресс-служба Дептранса подчеркивает, что никаких планов ввода в метро зональной системы не имеется.
— Я сегодня была приятно удивлена, что списалось всего 20 рублей, — рассказала Мария К., живущая на станции «Лермонтовский проспект». — Ехала как обычно — отвозила дочку в школу ко 2-му уроку. К сожалению, я не смогу подстраиваться под эти тарифы, когда надо будет ехать к 1-му уроку: для этого нужно было бы спускаться в метро в 7 утра и приезжать в школу на час раньше, чем нужно. Но ко 2-му уроку мы ездим два дня в неделю — так что некоторая экономия получается.
Смогут ли московские школы — а именно они наряду с многими работодателями «старой закалки» создают наибольший пассажиропоток в метро в утренние часы — перестроиться на плавающий график и тем самым помочь сгладить транспортные пики, пока непонятно. За полгода, что длится эксперимент, это должно проясниться. Или мы, напротив, уйдем на удаленку уже окончательно, и вопрос пиковой загрузки исчезнет сам собой?